ГолосUA
15:23 13/10/2024

Безнаказанность и вседозволенность: почему пойманных на коррупции работников МСЭК не сажают за решетку

В течение последнего месяца украинское информационное пространство встряхивают новости о задержании в разных областях страны работников медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК). К функциям последних отнесено проведение экспертизы лиц по установлению инвалидности. Наиболее дерзкой оказалась история главы МСЭК Хмельницкой области Татьяны Крупы, пишет сайт Экономическая правда.

В ходе расследования фактов незаконного оформления инвалидности мужчинам, избегавшим мобилизации, правоохранители провели обыски в служебных кабинетах и ​​по месту жительства Крупы.

В ее рабочем кабинете обнаружили 100 тыс. долл., медицинские документы с признаками подделки, а также списки уклонистов с фамилиями и фиктивными диагнозами. Кроме того, дома у чиновника изъяли более 5 млн долл., 300 тыс. евро, 5 млн грн, брендовые украшения, а также документы, свидетельствующие об отмывании денег через бизнес-проекты. Во время следственных действий Крупа пыталась избавиться от части денег, выбросив через окно две сумки с половиной миллиона долларов.

Подобные новости уже стали обыденностью. В октябре правоохранители разоблачили главу МСЭК Харькова и его подельников, которые за взятки выдавали военнообязанным фальшивые справки об инвалидности, и главу межрайонной МСЭК на Киевщине, обвиняемого в содействии получению мужчинами групп инвалидности без объективных оснований.

В сентябре задержали их коллегу с Полтавщины с сообщницей, которые за 9 тыс. дол. оформляли инвалидность для жен военнообязанных.

После каждого такого случая под аккомпанемент общественного осуждения власти обещают суровое наказание подозреваемым, чтобы успокоить граждан и не допустить повторения случаев взяточничества среди медиков.

Однако анализ данных Реестра судебных решений за последние три года свидетельствует о другом: громкие дела завершаются формальными приговорами или условными сроками.

В судебном реестре с начала войны ЭП нашла 216 приговоров, где фигурирует деятельность МСЭК. У 50 из них обвиняемой стороной являются врачи и члены комиссии. Обычно им инкриминируют несколько статей Уголовного кодекса: 369-2 (злоупотребление влиянием), 368 (взятка), 358 (подделка документов), 114-1 (препятствование деятельности ВСУ) и 368-5 (незаконное обогащение).

Именно по последней статье 7 октября суд арестовал Крупу с альтернативой внесения залога 500 млн грн. Это самый быстрый способ, ведь в ее декларации этих денег не было, тогда как другие преступления, например подделка справок о непригодности, еще нужно задокументировать и доказать в установленном законом порядке. Поэтому это лишь предположение общества и следствия, вероятно, не безосновательны, что 6 млн дол. наличные деньги и другие ценности как-то связаны с работой Крупы в должности главы МСЭК.

Теоретически в ее деле должны появиться другие статьи, в частности, подделка документов и препятствование деятельности ВСУ.

На первый взгляд, приговоры по таким делам звучат строго: пять лет лишения свободы, как в случае заведующей амбулаторией в Одессе, организовавшей преступную группу для выдачи фиктивных справок.

Однако на практике большинство осужденных освобождают от отбывания наказания с испытательным сроком (как правило – по соглашению с прокурором о признании виновности) даже без конфискации имущества.

Всего с начала большой войны ЭП насчитала в Реестре судебных решений 216 приговоров, связанных с деятельностью МСЭК. Из них 44 приговоров – в отношении полусотни членов МСЭК и врачей. Из них по 32 приговорам подсудимые признаны виновными. По 6 приговорам приговорен к лишению свободы, тогда как остальным – штраф или запрет занимать должность. Только по 2 приговорам подсудимые лишены свободы без условий. Но эти два дела были обжалованы в апелляции.

Приговоров без условного срока в отношении работников медицинской сферы ЭП насчитала всего два. Первый касается главы межрайонной Киевской МСЭК, которого приговорили к пяти годам лишения свободы, второй – врача-рентгенолога Львовского областного госпиталя, которого приговорили к четырем годам. Однако оба дела касаются событий 2020-2021 годов, то есть до начала полномасштабного вторжения РФ.

Кроме того, первое дело находится в апелляции и приговор еще не вступил в силу, а второе Высший суд летом 2024 переквалифицировал на более легкую статью и приговорил вместо заключения штраф 85 тыс. грн.

Авторы материала пишут: безнаказанность подпитывает вседозволенность, что приводит к новым случаям коррупции. Отсутствие реальных приговоров только усиливает чувство безнаказанности среди чиновников. Проблема с доказательством вины организаторов коррупционных схем в МСЭК не единственная. Аналогичная ситуация наблюдается с теми, кто переправляет уклоняющихся за границу или обворовывает государство во время войны.

 

Читайте также по теме