На вызванный поэтапной остановкой производства значительный рост безработицы власти ответили бездействием, профсоюзы – акциями протеста, а наиболее уязвимые слои населения – ростом преступности.
Во второй половине декабря Федерация профсоюзов Украины намерена в ответ на высокие темпы роста безработицы, связанной с сокращением объемов производства в основных сегментах отечественной экономики и сопровождающейся вопиющими нарушениями прав трудящихся, провести широкомасштабную акцию протеста. Так, согласно планам профсоюзов, 17 декабря во всех областных центрах Украины и 23 декабря в Киеве состоятся массовые манифестации, цель которых – заставить власть позаботиться о защите интересов трудящихся в период кризиса.
По информации председателя Центрального комитета профсоюза металлургов и горняков Украины Владимира Казаченко, главным требованием является, конечно же, сохранение уровня занятости и соответствующего ему уровня оплаты труда для всех граждан страны. При этом участники акции будут настаивать на том, чтобы власти обеспечили погашение задолженности по зарплате на тех предприятиях, где она уже возникла, и своевременную выплату пенсий в будущем, а также – внедрили механизмы защиты доходов граждан от галопирующей инфляции.
Еще одним важным требованием является «прекращение произвола банков по отношению к предприятиям и физическим лицам». Так, профсоюзы считают, что власти должны в первую очередь «обеспечить возможность беспрепятственного получения в банках зарплат, пенсий и вкладов». И, наконец, они считают, что государство должно так же, как и для ряда промышленных субъектов, ввести мораторий на рост цен на продукцию и услуги естественных монополий для граждан страны. В частности – отменить состоявшееся 1 декабря 35-процентное повышение цены на газ и приостановить на период кризиса повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг, цен на электроэнергию и транспортных тарифов.
Тотальное сокращение
Первые заявления о надвигающейся волне безработицы были сделаны еще в середине октября. Они прозвучали из уст руководителей металлургических компаний из числа не входящих в состав вертикально-интегрированных холдингов, поскольку именно они, будучи в наиболее уязвимом положении, в первую очередь и в максимальной степени пострадали от глобального кризиса.
А уже в первых числах ноября «процесс пошел». Так, лидер независимого профсоюза «Мариупольского металлургического комбината им. Ильича» Игорь Симоник сообщил, что «с 5 ноября тысячи работников предприятия были вынуждены уйти в отпуск за свой счет на десять дней». Вскоре после этого данная информация была категорически опровергнута начальником пресс-службы комбината Сергеем Магерой, который заявил, что «она полностью не отвечает действительности». А генеральный директор комбината Владимир Бойко, комментируя положение дел на предприятии, заявил о том, что единственным следствием кризиса стало «снижение зарплат рабочих примерно в два раза».
Как бы то ни было, но в скором времени стало известно, что принуждение работников уходить в отпуск за свой счет происходит и на других предприятиях. В частности, в середине ноября о том, что 25% сотрудников «Алчевского металлургического комбината» были отправлены в неоплачиваемые отпуска, сообщил генеральный директор предприятия Тарас Шевченко. А несколько дней спустя мэр г.Запорожье Евгений Карташов констатировал, что «скрытое увольнение рабочих и скрытое принуждение к неоплачиваемым отпускам» стало в городе распространенной практикой.
Как напоминают эксперты, рабочие, которых принуждают к увольнению по собственному желанию, равно как и те, которые под давлением дирекции предприятия вынуждены уходить в неоплачиваемый отпуск, никакой поддержки от государства в качестве безработных не получают, поскольку официально таковыми не являются. Более того, никаким ресурсом для того, чтобы отстоять свое право быть уволенными вследствие сокращения штата, они не располагают, а защитить свои интересы в суде – не могут вследствие развала судебной системы. В результате, подытоживают эксперты, украинская безработица развивается в наихудшей из форм – она оказывается скрытой от официальных инстанций, которые даже не фиксируют ее как факт.
Тем временем согласно данным, полученным в результате мониторинга, проведенного Центральным комитетом Профсоюза металлургов и горняков, которым были охвачены 69 предприятий горно-металлургического комплекса, насчитывающих 200 тысяч человек, примерно 60 тысяч на сегодня оказались безработными. При этом пресс-служба этого профобъединения отмечает, что в данных мониторинга не были учтены такие крупнейшие предприятия, как «Азовсталь», Мариупольский металлургический комбинат, «ArcelorMittal-Кривой Рог», и напоминает, что в целом в отрасли работает более 500 тыс. человек.
Параллельно с металлургическими компаниями о сокращении объемов занятости объявили многие предприятия смежных отраслей: машиностроения, автостроения и так далее. В частности, на сокращенную рабочую неделю – с 5 до 3-4 дней – с конца октября перешли холдинговая компания «Лугансктепловоз» и «Крюковский вагоностроительный завод», а с января к ним присоединится и «Тепловозоремонтный завод». Так же с конца октября на неполную рабочую неделю перешла холдинговая компания «АвтоКрАЗ».
В общем потоке сокращения объемов занятости и размеров зарплаты подавляющее большинство трудовых коллективов, вне зависимости от того, насколько были соблюдены их права, просто промолчало. Одним из немногих предприятий, трудовой коллектив которого выразил по этому поводу организованный протест, стал завод Днепропресс». Так, в ответ на то, что более 80% работников завода были переведены на четырехдневную рабочую неделю, состоялся митинг, на котором были выдвинуты требования обеспечить загрузку производства в полном объеме, возобновить 5-дневную рабочую неделю и не допустить снижения заработной платы.
Наряду с этим работники «Днепропресса» потребовали от правительства обеспечения загрузки отечественных предприятий госзаказами с соответствующим финансированием, а от Верховной Рады — принятия закона о национализации предприятий, которые сворачивают производство, снижают заработные платы и имеют задолженность перед государственным бюджетом. Как отмечают представители руководства профсоюзов, по мере роста безработицы подобного рода «коммунистические» настроения становятся преобладающими: все чаще звучит мотив классовой борьбы и экспроприации собственности.
Способы противодействия
Совершенно очевидно, что пока власти не только не готовы к противодействию той безработице, данные о которой официально зафиксированы, не говоря уже о ее скрытых формах, но даже не в состоянии трезво оценить ее нынешние и грядущие масштабы. В частности, в середине ноября руководство Министерства труда и социальной политики Украины высказало предположение, что в 2009 году уровень безработицы составит 7,7%. В свою очередь по прогнозам председателя Федерации профсоюзов Украины Василия Хары этот показатель в следующем году окажется примерно вдвое выше и достигнет 15%. А по оценкам директора Государственной службы занятости Владимира Галицкого в будущем году количество зарегистрированных безработных вырастет на 36-39%, или на 200-220 тысяч – с 561 тысячи до 761-781 тысячи.
На фоне подобного расхождения в прогнозах относительно числа безработных, всякого рода заверения в том, что власть готова их защитить, выглядят малоубедительно. Так, например, в конце ноября министр труда и социальной политики Украины Людмила Денисова заявила, что, граждане, временно потерявшие работу, обязательно получат государственную поддержку, а также будут привлечены к общественным работам. Однако как государство сможет занять всех уволенных, если оно даже не знает, сколько их? Ведь для того, чтобы привлечь то или иное число безработных, которые есть уже сейчас и которые появятся в будущем, организацией общественных работ нужно заниматься уже сейчас.
Столь же неубедительно выглядят и заявления властей об отсутствии оснований «для социального взрыва». Ведь ровно настолько, насколько государство своевременно не инкорпорирует в альтернативные виды производства те группы людей, которых толчками выбрасывают на улицу собственники остановившихся предприятий, оно способствует росту числа неблагоустроенных граждан и, как следствие, социальной напряженности. Пока, согласно данным Министерства внутренних дел, она находит свою разрядку в росте преступности.
Так, как констатировал министр внутренних дел Украины Юрий Луценко, только в Мариуполе в связи с массовыми увольнениями людей с металлургических предприятий уровень преступности вырос на 20%. Вполне логично предполагать, что аналогичная картина сложилась и в других регионах Украины, где остановившиеся предприятия являются градообразующими, либо где большинство промышленных предприятий города были затянуты в воронку кризиса.
В первой декаде декабря ЦК профсоюза металлургов и горняков Украины предпринял два шага, направленных на смягчение социальных последствий кризиса. В частности, он заявил о том, что намерен в сотрудничестве с областными центрами занятости добиться введения статуса «частично безработный» для работников, занятость которых вследствие кризиса сократилась более чем на 50%. Как напомнил председатель этой организации Владимир Казаченко, статус «частично безработный» предусмотрен международными нормами организации труда и его введение на законодательном уровне позволит работникам с неполной занятостью получать прибавку к зарплате за счет фонда занятости.
Наряду с этим ЦК профсоюза инициировал ряд встреч с руководителями финансово-промышленных групп, владеющих активами в горно-металлургическом комплексе страны, с целью сохранения рабочих мест и своевременной выплаты зарплаты работникам предприятий отрасли. А в ближайшее время они будут проведены с руководством остальных «проблемных» предприятий. /> Разумеется, недостаточность всех этих мер – от акций протеста до косметических поправок законодательства и переговоров с собственниками предприятия – будет все очевиднее по мере сползания в кризис всей экономики и, соответственно, всего общества. А потому – непредсказуемые «акции» работодателей все чаще будут наталкиваться на соответствующие реакции работников, равно как и отсутствующие реакции властей – на вынужденные акции граждан…