Первой «жертвой» безработицы в Украине стала сфера услуг — начиная от туристического бизнеса, оканчивая ресторанами и фаст-фудами. Следом за ними уходит в «тень» сельское хозяйство и промышленность. Больше всего под «горячую руку» кризиса попала молодежь. Политологи уверяют: из-за того, что государство отстаивает интересы только крупного бизнеса, количество безработных людей в Украине растет. В связи с этим, на протяжении 2015 года, как минимум еще 30% украинцев потеряют работу и будут согласны на любой труд, даже совершенно не соответствующий их образованию или квалификации, лишь бы заработать на кусок хлеба и стакан воды. ГолосUA выяснил, как выживает молодежь в условиях кризиса.
Не живем, а выживаем
27-летний Максим Кислов уже 7 лет работает машинистом сцены в Украинском музыкально-драматическом театре в Луганске. Вообще парень учился в МАУПе на экономиста, но по специальности устроиться не получилось из-за нехватки стажа. Теперь приходится не жить, а выживать в буквальном смысле этого слова: с приходом войны, последний раз свою зарплату он и сотрудники театра видели в сентябре 2014 года.
«Уже 5 месяцев в Луганске не выплачивают зарплаты школам, больницам и заведениям культуры. Недавно, 23 февраля, у меня был юбилей – ровно 7 лет назад я пришел на эту работу. Всем парням выдали по банке тушенки и 30 грн, чтобы хоть как-то порадовать. До войны зарплата у меня была 1500 гривен, а еще была гуманитарная помощь: всякие крупы, сахар», — рассказал парень.
Если деньгами или продуктами не могут помочь родственники, Максим с друзьями продает вещи из дома.
«Сегодня с товарищем пришли на базар и продали чугунный бюст Пушкина за 200 гривен. Это, так сказать, семейная реликвия, еще 1981 года. Дальше пойдет сервиз, хрусталь, книги, вся домашняя библиотека. Спроса не это все особо нет, покупателей очень мало, но бывает, повезет, кто-то купит, и уже не голодные ходим», — говорит парень.
Тяжелее всего в Луганске молодым семьям с маленькими детьми, большинство из которых влезли в большие долги. Выбор у молодежи не большой – либо идти на рынок торговать, либо подрабатывать на однодневных работах, например, делать гробы.
«Люди ходят обозленные, не верят в хорошую жизнь, но все равно приходят на работу, где не платят. Есть семьи с ребенком 3-4 лет, которого приводят и оставляют смотреть спектакль, а сами ищут другие способы подработки. Но на постоянной основе сейчас что-то найти нереально»,- вздыхает Максим.
Парень признается, что за коммунальные услуги он и его родители давно не платят. Живут в долг, рано или поздно который все равно придется отдавать.
Ехать в столицу или за границу на заработки парень и его друзья не спешат, говорят: «Зачем ехать туда, где тебя не ждут?»
«А куда ехать? И где я буду там жить? Было бы место – тогда другое дело. Кто смог, уже давно уехал. Хочется остаться в своем городе и пытаться прокормить семью. У нас выбора другого нет, да и бросать работу сейчас нельзя — потеряешь стаж, а если уйду из театра, потом вообще никуда не устроюсь, потому что неизвестно, что будет дальше. Но и сидеть дома деградировать — тоже не вариант. Поэтому я верю, что скоро наступит мир и жизнь наладится», — с надеждой говорит М. Кислов.
Неважно где работать, дома дети голодные
Семья 26 летнего киевлянина Игоря Казмирук уже третий месяц еле сводит концы с концами. Парень работал дизайнером интерьера в американской фирме, но когда нагрянул кризис и война на Донбассе, компания закрыла свое представительство в Украине. Стал вопрос: чем кормить годовалого ребенка, платить за квартиру и коммунальные услуги.
«Для меня это был шок. Я получал около 10 тысяч гривен, половина из которых уходила на жилье, еще часть — на продукты и памперсы для ребенка, одна пачка которых стоит более 500 грн. Теперь экономить приходится на каждом шагу. Я с женой переехал к своим родителям. Но это временно, потому что они сами живут в однокомнатной квартире, приходится спать на полу. И каждое утро, когда я открываю глаза, я думаю: может это просто сон?», — говорит молодой отец.
Чтобы прокормить семью, Игорь устроился работать официантом в пиццерию «Челентано», но и там, буквально через две недели, попал под сокращение.
«Мне было уже все равно куда идти, я знаю, что у меня дома жена и ребенок голодные. Когда пришел в пиццерию, меня предупредили, что они живут сегодняшним днем и чтобы я готовился к неожиданным поворотам. Я и был готов. Удар по отрасли общепитов нанес курс доллара, который взвинтил цены на аренду помещений и продукты – вдвое сократился поток клиентов и выручка», — отметил И. Казмирук.
Вскоре Игорь нашел объявление о том, что в мебельный магазин требуется грузчик. Выбора у парня не было, на следующий день он уже загружал и разгружал машины со столами, стульями и тяжелыми шкафами.
«Одно хорошо – платят каждую неделю. И то, эти деньги сразу «улетают» на продукты. Знаю, что долго здесь не продержусь, да и спину сорвать не хочется, но другого выбора пока нет. Жена каждый день мониторит вакансии, вот, сама недавно хотела сиделкой пойти, но со своим ребенком не берут. Ничего, как-то прорвемся, главное, руки не опускать», — старается оптимистично говорить молодой отец.
Украина – страна нищих
Точного подсчета, сколько молодежи с приходом кризиса осталось безработной, не знает никто, потому что многие идут работать на «черную» зарплату. Мало того, если правительство поднимет пенсионный возраст женщинам и мужчинам до 65 лет, безработица среди молодежи возрастет в разы.
«Таким образом, будут сохранены рабочие места за пожилыми людьми, которые не пойдут на пенсию. К тому же пенсионеры имеют меньшие требования к зарплате, другим условиям работы, чем молодежь», — рассказал эксперт «Фонда общественной безопасности» Юрий Гаврилечко.
Безработица среди молодежи будет увеличиваться и в связи с хаотическим проведением мобилизации: руководство фирм и предприятий не знает, когда и в каком количестве оно может лишиться сотрудников призывного возраста, поэтому вынуждено увольнять кадры, чтобы не нести расходы.
«Изменениях в Кодекс законов о труде, которые Верховная Рада приняла еще в января этого года, говорится, что за каждым сотрудником призывного возраста требуется сохранить рабочее место, занимаемую должность и зарплату более, чем на год. Поэтому предприятию проще уволить таких людей, а потом работать с ними либо на основе договора, либо не сотрудничать вообще», — сказал эксперт.
Кроме того, всегда есть вариант встать на учет в Киевский центр занятости. Но стоит помнить, что размер помощи по безработице зависит от общего страхового стажа. Если он составляет не более двух лет, пособие назначат в размере 50% от среднемесячной зарплаты на последнем месте работы. При стаже от 2 до 6 лет помощь будет составлять 55%, от 6 до 10 лет стажа сумма возрастет до 60%. Но опять-таки, большинство молодежи в кризисное время работает на зарплату в конвертах, поэтому если пособие вам и будут выплачивать, то в самом минимальном размере.
К тому же вакансии в центре занятости ограничены, а зарплаты – смешные. Например: учитель химии зарплата – 1 800 грн, учитель английского языка – 2 428 грн, врач-педиатр – 1 551 грн, лифтер – 1 218 грн, менеджер по страхованию – 3 000 грн, тракторист – 4 000 грн, врач акушер-гинеколог – 5 000 грн, дизайнер одежды – 1 218грн, повар в кафе – 2 719грн, водитель трамвая – 4 000грн и другие.
По словам моих друзей, первый вариант найти работу в кризисное время — начать изучать программирование, которое всегда высоко оплачивается, второй – поехать за границу собирать овощи или фрукты на плантациях. Но оказывается, что и там не все так просто.
«Моя знакомая поехала в Канаду собирать и сортировать шампиньоны на ферму. Условия непростые: шестидневный график, по 12 рабочих часов, с 6 утра до 6 вечера. Ферма находится в 30 километрах от дома, поэтому каждое утро она встает в 4:30. Говорит, что очень устает и скоро не выдержит такой нагрузки: приехав домой, она готовит себе поесть и ложится спать. Ферма предоставляет им жилье, но они платят около 40% налогов из своего кармана. Зарплата зависит от выработки, в день можно получить от 70 до 130 долларов, в месяц – от 500 долларов, а в год от 6-7 тыс. долларов. И то это при условии, если хорошо работаешь», — рассказал системный администратор Сергей Кучеренко.
Учитывая нынешний курс, минимальная зарплата в Украине в настоящее время составляет $43 в месяц (около 1400 грн), или $1,43 в день, в то время, как в прошлом году она была $138. Минимальная пенсия — 949 грн.
Напомним, согласно критериям, установленным ООН, бедными считаются те, кто живет менее чем на 2 доллара в день, а 1,25 доллара в день является порогом крайней бедности. В таком случае, нашу страну по праву можно считать нищей.
«Нынешняя ситуация — не конец кризиса и даже не середина: это только ее начало. Сейчас существует риск повторения гиперинфляции 90-х годов, когда девальвация будет исчисляться сотнями процентов», — прогнозирует президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Значит, сейчас мы живем «как в сказке», но чем дальше, тем страшнее. Люди уже и так едва сводят концы с концами, а долги за коммуналку на 1 января 2015 достигли 15 млрд. грн.
Экономисты устали предупреждать, что рост тарифов мало поможет коммунальной сфере, поскольку обедневшие Украинцы просто физически не смогут платить, но в правительстве словно оглохли.