До ожидаемого подписания соглашения с ЕС — еще полтора месяца, а простые украинцы уже на себе ощутили «прелести евроинтеграции». По официальным данным, которые всегда приукрашивают реальность, безработица выросла на 4%. И это только начало. Около 50 тыс. человек могут оказаться на улице из-за закрытия предприятий, чьи товары в Европе не нужны, а Россия собирается от них отказаться. К тому же страна рискует остаться без самого большого источника поступления валюты – переводов наших заробитчан из России. Чем долги-то платить будем?
ВЕЛИКОЕ ЛУКАВСТВО ВЛАСТЕЙ
Самый распространенный миф лоббистов европейского пути: дескать, западный рынок втрое превышает российский по количеству потребителей. В Европе — 500 млн, а в России – всего 170 млн. За этими цифрами кроется великое лукавство. Какая разница, насколько больше рынок в Европе, если там никто не ждет наших товаров, отгораживаясь квотами, стандартами и сертификатами.
Россия, напротив, до последнего момента сохраняла для украинских товаров режим наибольшего благоприятствования, пуская их преимущественно без налогов, в рамках договора о «Зоне свободной торговли». Но и при таком лояльном отношении доля нашей продукции на российском рынке составила всего 5%. Этот «скудный» результат в пять раз превышает европейский: там наших товаров не больше 1%. Получается парадокс: прорвемся ли мы на европейский рынок, неизвестно, но российский потеряем – точно. И этот процесс уже стартовал.
Крым. Симферополь. Тут находятся два крупнейших в регионе машиностроительных завода: «Фиолент» и «Пневматика». «Фиолент» проектирует и производит оборудование для кораблей: от яхт до плавучих рыбзаводов. Он признан в мире, имеет все сертификаты. «Пневматика» ориентирована на сотрудничество с российскими партнерами, работает для ГАЗ и ВАЗ, Красноярского машиностроительного завода. Но оба гиганта сворачивают производство, переводят рабочих на сокращенную неделю. Это следствие потери российского рынка, который заменяет наш импорт своим собственным производством.
«Политика делает свое дело, и российский рынок потихонечку закрывается. Насколько я знаю, 70% украинского машиностроительного экспорта идет в Таможенный союз. В ЕС машиностроительную продукцию мы почти не поставляем. Этот рынок заполнен, чужаков туда никто не пустит», — констатирует генеральный директор «Пневматики» Николай Васильев. По его словам, сблизившись с ЕС, мы утратим машиностроение как отрасль полностью и безвозвратно. И не только машиностроение.
«На сегодняшний день из шести нефтеперерабатывающих предприятий в Украине пять уже стоит. Из пяти химических предприятий три остановлены, в том числе на Луганщине – Северодонецкий «Азот». Я уже не говорю о мелких и средних предприятиях. Мы активно утрачиваем российский рынок. Встанут, без всякого сомнения, вагоноремонтные заводы», — заявляет депутат-коммунист Спиридон Килинкаров, имея в виду грядущее подписание Соглашения об ассоциации с ЕС.
ЗАГРАНИЦА НЕ ПОМОЖЕТ
Исследования, проведенные коммунистами, полностью опровергают радужные измышления сторонников европейского выбора. «В самое ближайшее время потеряют работу порядка 45-50 тыс. человек. В основном восточные регионы, центральная Украина – там, где есть промышленный потенциал. Это Луганская, Донецкая области, Запорожье, Харьков, Днепропетровск», — отмечает Килинкаров.
Даже официальная статистика, которая старается «не замечать» истинное положение дел в стране, признает: количество штатных сотрудников в украинских компаниях продолжает сокращаться. В обзоре Нацбанка сказано, что во втором квартале текущего года число рабочих мест сократилось на 3,9%. Сколько людей на самом деле уже остались без работы, можно только догадываться.
Самое печальное, что заграница найти работу нам уже не поможет. Если раньше украинских «гастарбайтеров» с охотой пускали на низкооплачиваемые «должности» в Европе, типа разнорабочих и сиделок, то сейчас жестко от них избавляются штрафами по 100 тыс. евро и оскорбительными листовками. Подтвердил худшие подозрения и еврокомиссар по вопросам торговли Карел де Гюхт, который недавно побывал в Киеве. Он подчеркнул, что соглашение о свободной торговле не включает норм, которые касались бы возможности украинских граждан работать в Европейском Союзе.
Что ж, европейцам самим негде работать. В Испании, например, почти 56% (!) молодежи не имеет постоянной работы. Недавно Интернет всколыхнули видеооткровения 25-летнего испанца Бехамина Серра Бош. Парень из Валенсии с тремя высшими образованиями (включая престижную степень MBA) вынужден убирать туалеты в лондонском кафе.
Неудивительно, что пока в Европе бушевал кризис, многие украинцы переориентировались на рынок труда России. По данным Института демографии Национальной академии наук Украины, с января 2010 года до июня 2012 в РФ на заработки официально уехало около полумиллиона человек. И в несколько раз больше отбыли неофициально.
Примечательно, что именно эти люди приносят нашему тощему бюджету столь необходимые ему для выплаты долгов валютные поступления. В отчете Всемирного банка под названием «Миграция и потоки денежных переводов: текущие тенденции и прогноз на 2013-2016 годы» сказано, что 58 % всех денежных переводов от «заробитчан» идет именно из России. Это $5,4 млрд в год. Сумма, превышающая и приток прямых иностранных инвестиций, и выручку от экспорта. Это объясняется тем, что тарифы на переводы из России ниже, чем из других стран.
Интересно, как власть в таких условиях добудет валюту, чтобы рассчитаться по кредитам МВФ и других западных «благодетелей»?