Очевидные вещи позже всех замечает официальная статистика. Но увеличение количества безработных в Украине уже не смог игнорировать даже Госстат. Впервые, с марта 2014 года, чиновники обнародовали рост показателей зарегистрированной безработицы в ноябре-декабре прошлого года. Однако официальные цифры и близко не отражают реальность и отличаются от нее в разы.
Размер несоответствия в первом приближении оценил глава Федерации профсоюзов Украины Григорий Осовой. «Украина потеряла 1,5 млн рабочих мест за последний год. Для сравнения, в 2008-2009 гг., когда ударил мировой финансовый кризис, при падении ВВП на 15% (то есть в два раза больше, чем сейчас), тогда мы утратили 970 тыс. рабочих мест», — отметил он. Неожиданно, впервые в этом тысячелетии, оценки профсоюзов подтвердили в Минсоцполитики. Замминистра соцполитики Валерий Ярошенко подтвердил для СМИ, что в 2014 году были потеряны почти полтора миллиона рабочих мест. «Имеем ужасную ситуацию на Востоке. Имеем и потерю рабочих мест в АР Крым», — сказал Ярошенко.
Рост безработицы в Украине начался задолго до Майдана 2013/14. Уже в середине 2012 года, когда даже Госстат не смог игнорировать наличие рецессии, количество рабочих мест постепенно сокращалось вслед за спадом производства. В 2014 году сокращение рабочих мест на 1,5 миллиона (а это чуть больше 10% от общего числа наемных работников в Украине) соответствует официальной величине падения промпроизводства на 10,7%.
Продолжающиеся боевые действия на Востоке также влияют на рост безработицы. Причем число безработных увеличивается не только в связи с закрытием или остановкой предприятий в зоне АТО, а и вследствие прекращения работы предприятий смежников и хаотического проведения мобилизации. Не так уж и единичны случаи, когда с одной и той же фирмы мобилизируют или несколько сотрудников сразу или незаменимого специалиста (главного бухгалтера, инженера, директора), что приводит к парализации ее работы вплоть до закрытия. Да и принятые 15-го января Верховной Радой Украины изменения в ст.119 КЗоТа, которые гарантируют начисления зарплаты мобилизированным в течение года и более, провоцируют владельцев бизнеса расставаться с сотрудниками призывного возраста, чтобы избежать убытков. Государство может и компенсирует затраты на оплату труда отсутствующих работников, но когда это будет и сколько на тот момент будут стоить гривны – неизвестно. Вот и страхуются.
Наряду с объективными причинами, порождающими безработицу, свою лепту в этот процесс вносят и корпоративные войны между олигархами, а также нежелание государства платить по своим счетам. К примеру, 10 февраля 2015 года «Мариупольгаз» попытался отключить Мариупольский меткомбинат им.Ильича от газа, несмотря на погашение долгов за прошлые периоды, а также предоплату за февраль. Об этом написал на своей странице в социальной сети Facebook генеральный директор предприятия Юрий Зинченко. А что такое металлургический комплекс отключенный от газа? – это неработающее предприятие. Напомню, что на прошлой неделе ММК им.Ильича уже был на грани остановки из-за нехватки ресурсов, необходимых для оплаты за газ. Образовалась же такая нехватка вследствие… долгов правительства Украины перед комбинатом по невозмещенному НДС за экспорт. По словам гендиректора предприятия, долги государства за НДС в два раза превышают долги предприятия за потребленный газ.
Прекращают работы крупные предприятия и из-за отсутствия госзаказов. Как, например, днепропетровский «Южмаш», вынужденный простаивать как минимум до марта этого года. Остается только надеяться, что в связи с утверждением Кабмином нового Государственного оборонного заказа, который по сумме вроде бы превышает прошлогодний в шесть раз, отечественные предприятий будут обеспечены контрактами, а люди – работой. Пусть частично, но это поможет решить проблему с безработицей в промышленных регионах. А будет работа у промпредприятий – появится она и в сферах торговли и сервиса.