В апреле 2016 года в магазинах Киева появились в продаже пакетики с травой, которая оказалась ничем иным как наркотиком насвай. Зелье продавалось прямо с прилавков, как и аналогичный товар в открытом доступе в Интернете. Эксперты по вопросам организованной преступности уверяют, что причина хаоса в этой сфере и неспособность правоохранителей остановить розничное распространение наркотиков в Украине обусловлены событиями прошлых лет. Корреспондент ГолосUA выяснял, почему правоохранители не имеют возможности взять под контроль реализацию мелких партий наркотиков.
Мелкий бизнес
Весной 2016 года в центре Киева сотрудники Национальной полиции изъяли партию наркотиков (амфетамина) на 1,5 миллиона гривен. 2,5 кг зелья и оборудование для его изготовления правоохранители обнаружили у 24-летнего и 28-летнего жителей столицы. Задержанные признались, что наладили изготовление «дури» в квартире. Там же придумали, как сбывать товар.
Это история — об эффективной работе следствия, которое выяснило, как и где производится запрещенная законом «трава» и пресекло процесс.
Но, к сожалению, мелкую розницу правоохранители остановить не в состоянии, сообщил мнение ГолосUA юрист Андрей Меркулов. По его информации, в частности, в Киеве траву с психотропным, наркотическим эффектом можно найти даже у бабушек, которые торгуют «дурью» из-под полы одновременно с продажей домашних овощей и зелени.
Пару лет назад в СМИ попала история одного из бывших заключенных, который рассказал, как он и его подельники сбывали «траву». По его словам, наркотик вывозился на продажу возле метро одной из тех старушек, которые реализуют домашний картофель, укроп и другую зелень. За такую работу бабушка получала в день 100 гривен, а организаторы сбыта — безопасный способ доставки товара на рынок, уточнил юрист.
Он добавил, что эти же организаторы наркосбыта иногда и сами продавали товар из автомобиля. При этом они умудрялись найти такое место для торговли, чтобы в случае приближения милиции товар можно было бы сбросить в дырку канализационного коллектора. Судя по тому, что парень, рассказавший эту историю, все-таки был осужден, его удалось наказать в соответствии с уголовным законодательством. Но при этом, получается, несколько лет он успешно продавал «дурь» и был для милиции, что называется, невидимым.
А. Меркулов предполагает, что таких мелких торговцев наркотиками в любом городе – пруд пруди. Потому что для обоснованного задержания этих злоумышленников полиции надо их буквально за руку схватить да еще так, чтобы в этой руке или на ней остались следы наркотиков. В противном случае доказать вину этих «предпринимателей» не получится.
Онлайн-наркотраффик
Эксперт также акцентировал внимание на том, что на сегодня на территории Украины действует схема онлайн-продажи наркотиков … через Интернет.
«Это довольно удобно для продавцов. Ведь заказчик, покупатель не видит лиц торговцев и делает заказ онлайн. При этом сайт может быть на хостинге в другой стране и тогда даже в случае уголовного производства хостинг-провайдер может отказаться его заблокировать. Возможно, они вынуждены будут заблокировать сайт только после решения суда. Но пока это произойдет, сайт с онлайн-продажей наркотиков могут просто перевести на другой хостинг и, можно сказать, следствие окажется у разбитого корыта: дело завели, блокировки добились, но увидеть лица злоумышленников не смогут и торговля наркотиками фактически не будет приостановлена. Ведь чтобы их задержать, нужно установить фактическое местонахождение и получить на это разрешение судьи», — сказал он.
Корреспондент ГолосUA также выяснил, что в Украине как милиция раньше, так и полиция сейчас не имеют технической возможности заблокировать какой-либо Интернет-аккаунт, даже если через него пропагандируют наркотики или терроризм.
Так, житель Пакистана, стоматолог Юсуф, который десять лет назад переехал в Киев на постоянное место жительства, рассказал ГолосUA, что является мирным жителем и не поддерживает террористические группировки. А Украину выбрал потому, что его устраивала увиденная им мирная жизнь и низкие цены на жилье.
Ради того, чтобы остаться тут жить навсегда, Юсуф также выучил украинский язык и открыл аккаунт в соцсети Facebook. Через этот аккаунт он общался со своими новыми знакомыми.
Но беззаботное существование Юсуфа в Украине в 2015 году закончилось, когда он обнаружил, что кто-то клонировал его аккаунт в Facebook. В разделе «информация» были указаны контакты Юсуфа, но на страницах и в комментариях аккаунта содержались призывы к поддержке террористов.
Стремясь спасти свою репутацию, он написал заявление в полицию и ему ответили, что уголовное производство открыли, но не могут обещать скорый результат. В общем, история завершилась ничем: у полиции не хватило оснований и технических возможностей закрыть вредоносный аккаунт, а Юсуфу пришлось долго объясняться со своими клиентами относительно его несуществующей связи с террористами.
У истоков зла
Юрист Сергей Онищенко сообщил ГолосUA, что нынешнее положение дел в сфере незаконного изготовления, хранения и сбыта наркотиков – это следствие безалаберной работы милиции ранее.
Эксперт рассказал, что раньше, до того, как в Украине начали внедрять полицию, в оперативно-розыскной уголовной деятельности милиция использовала внедрение агента в круг людей, которые занимались производством, хранением, распространением наркотиков. Для этого агенты проходили специальную подготовку.
«Внедрение агента и получение от него информации подразумевало, что жизнью рискует и сам начальник. Поэтому большинство из них не стремились развивать агентурную сеть, а создавали видимость такой работы. Время от времени направляли себе письма якобы от агентов с информацией, которая нужна для задержания», — рассказал юрист.
Таким образом, некоторые начальники вообще отказывались от ответственности работать в направлении создании агентурной сети.
«Большинство начальников управлений, отвечавшие за поиск организаторов наркотраффика, которые не хотели брать на себя ответственность, начинали этот поток наркотиков контролировать. Но с рядом условий – например, чтобы банды в определенном месте не продавали «дурь». Поэтому еще в милиции была наработана схема откупов и взяток со стороны участников схем реализации наркотиков. Так что низкий профессионализм агентов стал следствием нежелания руководителей соответствующих управлений милиции брать на себя ответственность. Это привело к тому, что имеем сейчас», — подытожил С. Онищенко.
Как известно, в начале 2016 года тогдашний глава департамента противодействия наркопреступности Национальной полиции Украины Илья Кива сообщил прессе, что в Украине каждый год проблема наркомании «молодеет». Среди потребителей «дури» — все больше детей в возрасте 15-14 лет.
Судя по всему, украинское государство пытается защитить этих детей и других потребителей наркотиков от их пагубной зависимости. Например, в 2015 году Кабмин утвердил Стратегию госполитики относительно наркотиков до 2020 года. В документе приводится статистика наркозависимых из расчета на 10 тысяч граждан. «Сложившаяся сегодня ситуация в сфере оборота наркотиков, вызвана общим высоким уровнем употребления их лицами не по медицинскому назначению, составляет 33 человека на 10 тыс. Населения (в 2003 году — 21 человек); активизацией деятельности международных наркосиндиката и осуществлением транзитного перемещения наркотиков через территорию Украины. По данным социологических исследований, 35 процентов первокурсников профессионально-технических училищ и 25% студентов высших учебных заведений имеют опыт употребления наркотиков», — сказано в документе. Далее там приводятся задачи и цели Стратегии, в которой говорится о Конституции Украины, правах граждан в соответствии с украинским и международным законодательством. И, пожалуй, с точки зрения логики взрослых людей – чиновников – в Стратегии прописаны правильные вещи.
Но как быть, если важнейшее звено правоохранительной системы, то есть оперативники, утратили опыт контроля над наркотраффиком?