Граждан 60 стран, включая жителей Украины, в скором будущем могут ждать дополнительные требования при въезде в страны шенгенской зоны: в Европарламенте задумались о запуске предварительной авторизации туристов с обязательным денежным взносом.
19 октября комитет Европарламента по вопросам гражданских свобод, правосудия и внутренних дел (LIBE) одобрил идею внедрения предварительной авторизации в системе ETIAS для жителей тех стран, у которых с Европейским Союзом действует безвизовый режим, а это 60 государств, включая Украину, Грузию и Молдову. Полноценно система должна заработать с 2020 года. Под предварительной авторизацией, со слов представителей LIBE, подразумевается заполнение в электронной форме анкеты путешественника, в которой фиксируются ФИО, дата и место рождения, национальность, информация о судимости (если такая есть), паспортные данные и цель поездки. Также турист должен будет оплатить взнос в размере 10 евро за обработку данных в сервисе ETIAS. После человек, подавший заявку, получит ответ с отказом или правом на въезд в шенгенскую зону. Данную процедуру необходимо будет проходить путешественникам в возрасте от 18 до 60 лет один раз в три года. Законодательные поправки, касающиеся ввода предварительной авторизации, должны еще обсудить на уровне Совета ЕС и Еврокомиссии, но финальное решение будет за Европарламентом. Экспертная среда уже назвала инициативу возобновлением визового режима.
«То, что Европейский Союз планирует ввести с 2020-го года, — это фактически восстановление визового режима, просто в более мягкой форме», — комментирует директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
По его словам, на деньги, вырученные от обработки данных в ETIAS, Брюссель сможет содержать пункты пропуска и обустраивать границу.
Р. Бортник подчеркнул, что главная причина нововведения – кризис безопасности в ЕС. Он напомнил, что идея с предварительной авторизацией не новая. Так, в 2008 году Франция и Германия предлагали внедрить онлайн-регистрацию для безвизовых туристов, но дело до практической реализации не дошло.
«Нынешнее решение возникло как реакция на теракты в Париже и Брюсселе. Любой новый теракт в Европейском Союзе требует политической реакции руководства», — объясняет Р. Бортник.
Сегодня политическое руководство ЕС сильно обеспокоено активизацией международного терроризма, который используют Европы для своих кровавых акций. Также ЕС считает глобальным вызовом и миграционный кризис, который возник из-за неконтролируемого потока беженцев с Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Азии. Поэтому усиление контроля на границах является приоритетной задачей для Евросоюза. 25 октября Европарламент проголосовал за введение новой системы регистрации въезда и выезда на внешних границах шенгенской зоны. В Европарламенте отметили, что правила пересечения кордонов ЕС нуждались в обновлении из-за проблем безопасности.
В свете этого Украина находится в невыгодном положении, ведь в перспективе она может примерить роль поставщика нелегальных мигрантов, бегущих от войны на Донбассе и резкого падения уровня жизни.
Политолог, руководителя центра «Третий сектор» Андрея Золотарева напоминает, что многие украинцы ездят в ЕС не в туристических целях.
«Украинцами являются основным контингентом нелегальных мигрантов в том же Израиле, который еще раньше предоставил визовый режим нашим странами. Сейчас он принял решение о том, что Украина – небезопасная страна, и в настоящее время 10 тыс. украинцев ждет депортация из Израиля. То же самое будет происходить и в ЕС, если Брюссель столкнется с проблемой нелегальной миграции под прикрытием безвизового режима и ростом числа нелегального трудоустройства», — комментирует он.
В целом, согласно прогнозам эксперта, около 5-10 миллионов наших граждан в течение ближайших 10 лет намерены эмигрировать в страны Европейского Союза и в Россию.
«Украина – страна с очень высоким риском эмиграции. Для Евросоюза, понятное дело, — это нежелательное явление. Кроме Польши, Чехии и Словакии, по большому счету, ни одна из стран Европейского Союза не заинтересована в украинских трудовых мигрантах. Словакии и Чехии надо восполнить дефицит по медикам, поскольку их специалисты выехали в другие страны ЕС, где больше платят. Польше надо «закрыть» какие-то частные проблемы, заполнить демографическую дыру, поскольку около 2,5-3 миллиона поляков выехало в страны Западной Европы. За счет украинских рабочих рук поляки эту проблему омоложения и демографического дисбаланса решат. Думаю, в перспективе 10-15 лет уже более миллиона украинских заробитчан ассимилируются и укоренятся в Польше», — рассказал он.
Виталий Махинько, глава профсоюза «Трудовая солидарность», говорит, что украинцы стали ездить на заработки в страны ЕС, используя отпуск или практику. Так, например, поступают учителя, которые могут позволить себе потратить на это 2-3 месяца ежегодно. Чаще всего пунктом назначения трудовых мигрантов из Украины становятся страны Восточной Европы.
Кроме того, украинцы, оказавшиеся в сложном материальном положении, начали чаще оформлять отпуск за свой счет и ехать на заработки в ЕС. Ранее, как пояснил В. Махинько, на оформление документов для этого уходило до 2 месяцев, теперь же поездки проходят по упрощенной схеме.
Напомним, за три месяца действия безвиза (с 11 июля по 11 сентября) ЕС посетило 5799360 украинцев, из них 1413178 граждан совершило въезд с биометрическим паспортом, при этом 87% из этого количества имело действующие визы, а 17% воспользовались всеми преимуществами безвизового режима. То есть, в подавляющем большинстве за рубеж ездили те, кто и ранее практиковал заграничные поездки и имеет действующие визы. В то же время с 11 июля по 11 сентября во въезде в Европейский союз отказали 61 украинцу, что составляет 0,026% от общего количества безвизовых путешественников. Разворачивали украинцев на границе, как передают в Государственной пограничной службы Украины, из-за «превышения сроков пребывания в ЕС во время предыдущих поездок и отсутствия документов, подтверждающих цель и условия пребывания в странах ЕС».