Дополнения к Соглашению об ассоциации с ЕС перечеркнут перспективы евроинтеграции для Украины, полагают эксперты. Но украинскую власть устраивает любое решение — она боится потерять политическую поддержку ЕС. Впрочем, ее и не спрашивают.
Нет — праву жить и работать, нет — военной помощи
В четверг, 15 декабря, в Брюсселе главы государств и правительств стран-членов Европейского Союза пытались спасти Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. Именно та охарактеризовал мероприятие высокопоставленный дипломат, на которого ссылается агентство Reuters.
Директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов полагает, что иного выхода у Евросоюза нет: «Если соглашение об ассоциации с Украиной дезавуировать по требованию Нидерландов, это поставит под сомнение правосубъектность Евросоюза». По его мнению, европейские лидеры вынуждены избрать тактику затягивания времени.
Однако ,в украинском МИД звучат неоднозначные заявления в адрес европейских партнеров. Так, в комментарии, опубликованном Financial Times,заместитель министра иностранных дел Елена Зеркаль отметила, что Украина теряет доверие к Европейскому союзу. «Сейчас мы вряд ли поверим в любые обещания», — сказала она.
«Такое ощущение, что это похоже на предательство… особенно учитывая цену, которую мы заплатили за наши европейские устремления. Ни одна из стран-членов Европейского союза не заплатила такую цену», — заявила замглавы МИД по вопросам европейской интеграции.
Отметим, что накануне саммита Нидерланды потребовали признать, что ассоциация между Евросоюзом и Украиной не будет предоставлять украинцам права «свободно жить и работать» на территории стран-членов Евросоюза. А также признать, что ассоциация «не содержит обязательства Евросоюза или его членов предоставлять коллективные гарантии безопасности или другую военную помощь и поддержку Украине».
Ранее премьер-министр Нидерландов Марк Рютте озвучил требование юридических гарантий, что Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС не будет шагом к приобретению Украиной членства в Евросоюзе. Ничего из озвученного Нидерландами не было гарантировано соглашением об ассоциации. Но власти этой страны требуют от ЕС принять некий юридически обязывающий документ, чтобы получить возможность ратифицировать соглашение с Украиной вопреки результатам референдума, на котором голландцы оспорили ратификацию.
По мнению Сергея Толстова, вопрос разрешим, поскольку не требует пересмотра текста Соглашения об ассоциации Украина-ЕС. А политолог Руслан Бортник отмечает: «Если позиция, озвученная голландским премьером, будет зафиксирована в официальных документах, это будет означать смерть украинской евроинтеграции. Она будет отложена на очень длительный период, если не навсегда».
Он напомнил, что Соглашение об ассоциации с ЕС выводит Украину на первый уровень евроинтеграции (из семи). На нем находятся еще 13 стран, а Украина, географически расположенная на европейском континенте, теоретически имеет право стать членом Евросоюза. «Но возможности для европейской интеграции Украины в значительной мере, уже утрачены», — считает эксперт.
Невыгодная ассоциация
Текст Соглашения об ассоциации Украина ЕС остается неизменным с 30 марта 2012 года, когда его парафировали Украина и Евросоюз.
И, хотя соглашение подписывали дважды — это единый документ, который регламентирует отношения в вопросах политического взаимодействия, безопасности и Зоны свободной торговли.
21 марта 2014 г. представители ЕС и Арсений Яценюк подписали политический блок Соглашения, а 27 июня 2014 года Президентом Порошенко была подписана экономическая часть Соглашения. Верховная рада ратифицировала документ 16 сентября 2014 года
С 1 ноября 2014 года Украина приступила к реализации основных положений Соглашения. А с 1 января 2016 года в режиме временного применения также начали действовать положения о всеобъемлющей Зоне свободной торговли с ЕС. В начале 2016 года полностью выполнили процедуру ратификации 28 стран ЕС.
Но тут оказалось, что к началу февраля основные торговые квоты Украиной были исчерпаны. Так, по данным Информационной компании «ПроАгро», были открыты квоты на беспошлинную поставку в Евросоюз 295 тыс. т украинской пшеницы и 3,790 тыс. т украинского ячменя, что составило, соответственно, 31,10 % и 1,52 % от годовой квоты. Квота на импорт кукурузы в размере 400 тыс. т была выбрана импортерами полностью. А к середине марта были практически полностью исчерпаны и оставшиеся квоты на менее значимые товары.
Впрочем, еще в январе, после запуска Зоны свободной торговли агропромышленник-миллиардер Юрий Косюк, внештатный советник Президента, заявил в интервью «Голосу Америки»(18 января), что ЗСТ — «это обман Украины». Дескать, на самом деле «никакого открытия рынков не произошло… Европа говорит о ЗСТ с Украиной, и одновременно подписана куча исключений и ограничений для экспорта украинских товаров».
Советник Порошенко в частности, указал, что «для экспорта продовольственных товаров из Украины установлены катастрофически большие ограничения или квотирования».
А в апреле в Нидерландах прошел референдум, на котором было принято решение об отказе от ратификации ассоциации Украины с Евросоюзом.Парламент Нидерландов обязал премьера Марка Рютте завершить процесс. При денонсации Ассоциации Украины и ЕС Марк Рютте должен на Совете ЕС реализовать свое право на «вето» согласно п.8 Статьи 218 Договора о функционировании ЕС.
Сергей Толстов уверен, что вето не будет. Он отмечает, что соглашение об ассоциации, явно невыгодное украинскому бизнесу, вполне устраивает европейских партнеров — выход украинских товаров на рынки ЕС жестко ограничен квотами и европейскими стандартами, а европейцы получили свободный доступ на украинский рынок.
Эксперт напомнил, что ЕС потребовал свободного экспорта из Украины необработанной древесины (леса-кругляка). Президент Порошенко на саммите Украина-ЕС пообещал решить вопрос в ближайшее время ради транша макрофинансовой помощи в €600 млн. Но при этом Глава государства заявил: «Это первый саммит, когда не Украине задают вопросы, а мы ставим их с просьбой выполнить вовремя свои обязательства».
С Украиной не обсуждают
«Критические замечания в адрес Евросоюза делаются в расчете на внутреннюю аудиторию. Люди устали ждать безвизового режима, не видят результатов ассоциации с ЕС. Но в Брюсселе этих замечаний не слышат, на встречах с европейскими партнерами представители Украины предельно вежливы», — говорит Сергей Толстов.
Он поясняет позицию властей нежеланием остаться без политической поддержки Евросоюза. А перспективу предоставления безвизового режима он связывает с вопросом ассоциации. «Безвизовый режим нужен для успешного функционирования Зоны свободной торговли — украинские бизнесмены должны получить возможность беспрепятственно бывать в Европе. Но сами европейцы давно ездят в Украину без виз, и такое положение их устраивает», — отметил эксперт.
Ранее, чрезвычайный и полномочный псол, председатель представительства Европейского Союза в Украине Хюг Мингарелли сообщил, что безвизовый режим вступит в силу через несколько месяцев.Он также выразил убеждение, что компромисс с правительством Нидерландов будет найден. «Решение будет найдено. Решение, которое, с одной стороны, полностью сохранит нынешнее содержание Соглашения об ассоциации, а с другой стороны — также примет во внимание те вопросы, в отношении которых выразили обеспокоенность граждане Нидерландов».
А затем Европейский парламент обнародовал новую дату рассмотрения вопроса о безвизовом режиме для Украины.По обновленной информации, украинский вопрос будет поставлен на голосование 3 апреля. А рассмотрение законодательной инициативы по отмене виз для Грузии произойдет раньше, 2 февраля.
Руслан Бортник скептичен: «Европейцы не готовы принимать Украину в свою социальную систему в любой форме. Мы видим, что на фоне Brexit, избрания Трампа, нового президента Болгарии, выборов глав Германии и Франции, запланированных на 2017 год, пессимизм в Европе только усиливается».
Он не исключает, что охлаждение отношений с Европой выгодно украинским властям. Но только руками самих европейцев — в данной ситуации от Украины уже практически ничего не зависит.По его мнению, независимая суверенная позиция «сегодня невозможна для украинских коррупционеров, которые находятся во власти». Дескать, они находятся «на крючке» у внешних игроков и не способны проводить независимую внешнюю политику.
«Все свои возможности для торгов мы уже не то что продали, мы просто сдали национальные интересы во время подписания самого Соглашения и борьбы за безвизовый режим. Поэтому сейчас нам остается, как нищим на «брюссельском парапете», сидеть и что-то выпрашивать», — сказал он.