Совершая давеча променад в районе Дарницкой площади, то и дело вспоминала классика. Помните, у дяди Федора: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное». Или «В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, постричься, освежить голову и сразу же умереть». Уж не знаю, применима ли подобная аллегория к героям этого репортажа, но их количество на квадратный метр в районе Дарницкой площади в Киеве превосходит всяческие разумные пределы. Почему их столько, что несут изможденные жизненными трудностями киевляне в ломбарды — попыталась выяснить корреспондент ГолосUA. Добро пожаловать в ломбард!
Честно признаюсь, ранее никогда не была в заведениях подобного толка. И обратила свое внимание на них только тогда, когда в одном из разговоров местные бабушки пожаловались на то, что в их доме четыре ломбарда, два из которых – круглосуточные, и тишина под окнами ночью им только снится.
И вот я решилась повояжировать по местам, куда в случае крайней необходимости можно временно или постоянно переселить какую-нибудь милую сердцу вещицу. Но не все так просто. Судьба-злодейка решила меня испытать, подсунув в моем первом ломбарде сюжетец из детской страшилки. Помните, «в этой чёрной, чёрной комнате есть чёрный, чёрный стол. А на чёрном, чёрном столе стоит чёрный, чёрный гроб». Но я попала в комнату светлую, но безумно длинную — это безразмерный коридор, где за маленьким столом сидит огромный человек с большими-большими кулаками. Он, видимо, призван своим видом отпугивать личностей, вдруг возжелавших легкой наживы. Однако, несмотря на устрашающий вид, дядечка оказался, на удивление, добродушным и словоохотливым. Внимательно меня выслушав, он, не отвлекаясь от горки семечек, поведал: «К нам чаще всего приходят люди в часы пик – либо по пути на работу, либо по пути с работы. Контингент у нас небогатый. Портрет этих людей виден ясно – они несут последнее. И идут они сюда не от хорошей жизни. Принимаем пока только драгметаллы, но скоро список будет шире, люди уже заходят, интересуются – ведь вывеска уже возвещает об этом. Если говорить о числе клиентов, то сегодня, например, было человек 15», — сказал новый знакомый и потянулся за источником табачного дыма, спешно, в сопровождении кассира, направившись к выходу.
«Довира плюс» — гласила вывеска на соседней двери длинного дома на Дарницкой площади. Это тоже, как оказалось, ломбард. Но вывеска обманчива, подумала я в первые минуты разговора с работницей этого учреждения. «Я вам ничего не буду говорить», — неприветливо встретила меня она. Я уже начала расшаркиваться, произнося: «Извините, простите, понимаю». И вот тут ларец открылся – дама лет 40 поделилась: «К нам часто приходят посетители. Принимаем и драгоценности, и бытовую технику. Но технику очень тщательно проверяем. Если это утюг – то включаем, наливаем водичку, смотрим, все ли работает. Фен, пылесос, телефон, ноутбук, чайник – все тестируем, прежде чем взять. Если есть подозрение на какие-то неполадки – возвращаем сразу. У нас есть оценщик, который называет цену товара. Но мы всегда говорим людям, чтобы они подумали и потом выкупили товар. Вот если бы вы мне сегодня что-то принесли, я бы советовала вам не сдавать, или сдать, но выкупить. Ведь вы потом такой товар за эти же деньги не купите. На самом деле, много людей выкупают сданные ими товары. Но есть и те, кто сдает технику или драгоценности безвозвратно. У нас магазина нет, я не знаю, куда девают технику в итоге, но драгметаллы переплавляют. Приходят далеко не бедные люди. У людей всякое случается – заболели, нужна операция или лекарства – вот и нужны срочно деньги. Если человек выставит технику на продажу в интернете – нужно время, чтобы это купили. А к нам приносит – вопрос быстро решается. Это, по сути, кредит под залог. Недавно мужчина принес вещей на 30 тысяч гривен – требовалась операция. Понимаете, я раньше сама боялась ломбардов. Понять не могла, зачем они? А потом дочь-студентка рассказала, что как-то заложила цепочку, так как нужны были деньги, а потом выкупила обратно. И вот сейчас я уверена в том, что ломбард – неплохой выход».
«Тут ему под всем кустом был готов и стол, и дом». Следующее заведение именно там и располагалось – в кустах, на противоположной стороне Дарницкой площади. Чтобы найти его, мне, как зайцу из процитированного стихотворения, пришлось проявить чудеса смекалки. Так я оказалась в ломбарде, находящемся по соседству с местным рестораном. Внутри в одном помещении — и парикмахерская, и ломбард. Так сказать, рядышком 133 жизненных удовольствия – освежился, покутил в ресторане, а если не хватает закрыть счет – ломбард всегда выручит. Тётечка, обслуживающая желающих сдать золотые или серебряные украшения, без лишней суеты рассказала о своих наблюдениях: «Я очень давно работаю в этой сфере и могу уверенно сказать, что ничего не поменялось, посетителей стало ни меньше, ни больше. Нет никаких тенденций. Но приходят чаще перед зарплатой. И в большинстве случаев сразу после получения зарплаты выкупают свои вещи. Очень часто – это на вид весьма состоятельные люди. Ну, захотелось ему прямо сейчас что-то купить, настроение такое, пришел, снял прямо с руки кольцо, получил деньги и потом сразу же купил вожделенную новую вещь. Людям бывает стыдно брать взаймы у родных или знакомых, а оформить кредит в банке – сегодня весьма не быстрая процедура. А тех, кто не выкупит – легко определить сразу. Но это их право».
И вот тот славный дом точно с норками мышиными, в котором уживаются четыре ломбарда – проспект Мира, 2/3.
Зашла в учреждение с именем «Благо». В небольшом помещении – несколько витрин, набитых смартфонами, видимо, сданными под залог и не выкупленными, полка с инструментами и велосипед. Там было три менеджера, поэтому сложилось впечатление, что поток посетителей довольно большой. Да и посетитель как раз что-то оформлял. В этом месте мне не хотели отвечать на вопросы – посоветовали написать запрос на электронную почту руководству компании. «Ой, — говорю, — какой запрос. Я – так, собираю настроения». Эти мои слова смягчили обстановку, и одна из девушек высказалась: «Вы можете сдать нам свою вещь с правом выкупа или без. Но если заявите, что выкупите, и потом не придете – все, вы должник, у вас портится кредитная история. Но бывает по-разному. Вот, велосипед стоит – его вначале собирались выкупить, но потом у людей что-то произошло, и велосипед оставили нам. Наши посетители – это совершенно разные люди, которых объединяет лишь одно – всем срочно нужны деньги».
В ломбарде «Парус» в момент моего посещения тоже был клиент. Женщина как раз ставила подпись в бумажках. Рассмотрев в витрине заведения сотню цепочек, обратилась к кассиру. Молодой человек был в прекрасном расположении духа, поэтому с радостью рассказал следующее: «У нас тут точка только для драгоценностей. Я довольно давно работаю в этой сфере, и могу утверждать, что посетителей стало в разы меньше. Это не связано с конкуренцией – тут, на площади, каждый ломбард имеет своих постоянных клиентов, и если кто-то приходит к нам, он никогда не зайдет в соседнюю дверь. В принципе, условия практически у всех нас одни и те же. Мы — один из двух круглосуточных ломбардов в этом доме, но ночью не так много клиентов – 2-3 человека. Тем не менее, представьте, у человека что-то среди ночи произошло, и срочно нужны деньги, до утра ждать нельзя, одолжить так поздно тоже не у кого. Тогда приходят к нам. Я сразу спрашиваю – будет человек выкупать вещь или нет. Если нет – все, выписываю чек, и мы прощаемся. Если будет – оформляем договор сроком на 1 месяц. В последний день месяца перезваниваем человеку – напоминаем, что завтра последний день. Он говорит, когда придет или не придет. Все довольно просто. Если не пришел, вещь переходит в собственность ломбарда».
Настоящий ажиотаж наблюдался в ломбарде «Скарбныця». Пока я его фотографировала в разных ракурсах, туда вошли несколько человек – мужчина с двумя чемоданами, мужчина и беременная женщина, молодой человек, владелица припаркованного у входа внедорожника. Обратила внимание на пару – мужчину и женщину, которые заходили во все ломбарды подряд, как будто что-то искали. Вот я зашла в «Скарбныцю» вместе с ними. Они сразу спросили у продавца – есть ли USB-колонки. Дядечка предложил на выбор две, и понравившийся вариант начал демонстрировать в действии. За происходящим внимательно наблюдал охранник. Этот ломбард больше похож на комиссионный магазин – разнообразных товаров в нем пруд пруди: часы, ноутбуки, планшеты… В соседней комнатушке была очередь – там, судя по всему, принимали драгоценности. Я поняла, что в этой суматохе вряд ли продавцы смогут уделить мне время, чтобы поговорить. Мужчина и женщина, с которыми я зашла, быстро приобрели музыкальную колонку, и на ходу заворачивая ее, направились к выходу. Меня вдруг охватила радость, что мои неожиданные спутники, наконец, нашли, что искали по хорошей цене, и переполненная этими чувствами, в состоянии абсолютного покоя я тоже вышла. И подумалось мне, что прав был барон Мюнхгаузен, утверждавший, что безвыходных положений не бывает. А ломбард – как показала моя прогулка – это иногда тоже не самый плохой выход.