Развитие украинской экономики под угрозой из-за возросшей трудовой миграции, говорят эксперты. Они отмечают, что нынешней власти выгоден отток людей, но в перспективе страну ждет упадок, а самих гастарбайтеров — отсутствие соцобеспечения.
«Короткие деньги» для власти: переводы вместо инвестиций
Чехия в два раза увеличивает рабочую квоту для украинцев. Со следующего года трудоустроиться в этой стране смогут 40 тысяч граждан Украины. Год назад Чехия уже увеличивала квоту вдвое — с 9,6 тыс. до 19,6 тыс. мест. После нынешнего увеличения общий доход государственного бюджета Чехии от их трудоустройства может достичь 430 миллионов долларов.
В то же время украинские эксперты бьют тревогу — страна теряет кадры рабочих, инженерных профессий, медицинской сферы. «Это профессии, которые обеспечивают наше благосостояние. Без строителей, каменщиков, плотников нельзя развивать то, что обеспечивает наше нормальное функционирование. Врачи – это здоровье граждан в обществе», — заявил в СМИ директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.
Экономист отмечает, что трудовые мигранты платят налоги в тех странах, где работают, а не в Украине, где накапливаются проблемы с выплатами пенсий.
Отметим, что проблемы с пенсиями ожидают и самих гастарбайтеров. Так, министр соцполитики Андрей Рева привел в пример трудовых мигрантов, отправившихся на заработки в Польшу. Он отметил, что около двух миллионов украинцев уехали на заработки в Польшу, но лишь половина из них оформлены на работе официально. А из тех, кто работает официально, по словам Ревы, только 300 тысяч платят налоги в пенсионную систему Польши. Остальные не платят страховые взносы, и у них не идет страховой стаж. По возвращении в Украину у них будут проблемы с пенсионным обеспечением.
Кстати, Польша начала выдавать украинцам разрешения на работу на 25% меньше, чем раньше. Об этом говорится в отчете польского министерства семьи, труда и социальной политики. Так, в первой половине 2018 года в Польше было зарегистрировано 692, 4 тыс. заявок на трудоустройство граждан Украины. Это на 212, 3 тыс. меньше, чем за аналогичный период 2017 года.
Эксперты объясняют сокращение числа официально трудоустроенных украинцев изменениями польского законодательства, согласно которым, с 1 января 2018 года заявки на трудоустройство иностранцев стали платными, а реальное число украинцев в Польше не сократилось.
Напомним, что по данным национального банка Польши в географической структуре денежных переводов в 2017 году преобладали переводы в Украину. Так, от общей суммы, переведенной из Польши за рубеж в 2017 году, 90,4%, или 11,7 млрд злотых (более 3,2 млрд долларов) было отправлено в Украину. Сумма растет, ведь в 2016 году в Украину из Польши выслали 7,8 млрд злотых.
Польша — далеко не единственный источник валютных переводов в Украину. По данным украинского Нацбанка, общая сумма, переведенная гастарбайтерами, составила за прошлый год 9 млрд долларов. По прогнозам НБУ, в этом году денежные переводы мигрантов в Украину достигнут 11,6 миллиарда долларов, в 2019 году — 12,2 миллиарда долларов.
Экономист Виктор Скаршевский считает, что деньги «заробитчан» стали спасением для власти, заменив прямые иностранные инвестиции — только за первое полугодие этого года они упали на 30%. Скаршевский заявил в СМИ, что если такие темпы трудовой миграции будут сохраняться в ближайшие пять-десять лет, то последствия станут необратимыми. Дескать, еще несколько лет, и «все переедут с семьями в те страны, где они работают сейчас, и из мигрантов превратятся в эмигрантов, и смысла переводить деньги в Украину им уже не будет».
Дефолт откладывается ненадолго
Политолог Андрей Золотарев считает, что власть пользуется создавшейся ситуацией. «Те 9 миллиардов долларов, которые перечислили в Украину рабочие мигранты – это та спасительная соломинка, которая удерживает страну от дефолта при стабильно отрицательном сальдо торгового баланса», — констатирует он.
Эксперт отмечает, что если взять «чистую, безо всяких ухищрений», статистику за 9 месяцев прошедшего года, то увидим, что отрицательное сальдо торгового баланса Украины составило 1 миллиард 200 миллионов долларов. Это говорит о том, что украинцы вынуждены больше покупать, чем продавать. Что, в свою очередь, является признаком «больной» экономики.
Директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров в своем блоге отмечает, что масштабы проблемы не осознаны. Так, по данным различных исследований, число трудовых мигрантов из нашей страны достигло 16% трудоспособного населения. «Особенно тревожны следующие беспристрастные цифры: в 2002-2017 гг. совокупный чистый выезд украинцев за пределы Украины, то есть тех, кто уехал и не вернулся, составил 6,3 млн человек. А это наш национальный человеческий капитал», — отмечает эксперт.
На днях Всемирный банк опубликовал исследование, посвященное глобальным изменениям в сфере труда. По мнению ВБ, от инвестиций в будущих работников зависит процветание страны. Украина в общем зачете вошла в третий эшелон по развитости человеческого капитала, заняв 50-е место. Отметим, что популярная у «заробитчан» Россия заняла в этом рейтинге 34 место, Польша — 30-е, Чехия — 14-е.
Следует отметить, что власть все же отдает себе отчет в губительности массовой миграции из страны, но фактически умывает руки. Так, министр соцполитики Андрей Рева в одном интервью заявил: «Мы проводили расчеты, и для того, чтобы люди так массово не уезжали, средняя зарплата должна быть в районе 500 евро или долларов. Это порядка 15 тыс. грн. А мы ставим вопрос, что показателя в 10 тыс. мы должны достичь до конца текущего года». Рева пообещал, что правительство «будет работать» над проблемой и для ее решения нужно 3-4 года.
Политолог Руслан Бортник констатирует, что инициатива поднять зарплаты выглядит, как риторика, хотя идея – правильная. «Зарплата украинцев в 500 евро уже была такой в 2013 году. Данный оклад на уровне самых бедных стран ЕС – Болгарии и Румынии. Если в Украине будет зарплата в районе 500- 600 евро, то размер миграции сократится, как минимум на 2/3. Люди будут оставаться в стране», — сказал политолог.
Пока до европейского уровня зарплат далеко, и директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко отметил в СМИ, что количество уехавших (по некоторым данным — 5 миллионов человек) составляет треть трудовых ресурсов Украины. (Из 24 млн трудоспособных украинцев 8 млн — мужчины, 16 млн — женщины, из которых половина – домохозяйки. Имеют официальную работу лишь около 16 миллионов человек, — Авт.).
«Если треть трудовых ресурсов находится за пределами страны, то это огромный показатель, который моментально будет рушить сразу много всего, — заявляет экономист. — Первое незамедлительное последствие оттока трудовых ресурсов — замедление темпов экономического роста, а потом на этом фоне, если не удается привлекать инвестиции и не удается остановить отток рабочей силы, то в конце экономика будет падать».
Отметим, что возвращаться в Украину не намерены наиболее квалифицированные кадры. Так, Институт публичных дел Польши провел опрос украинских студентов (в Польше учатся 35,5 тысячи украинцев). Лишь 9% украинцев планируют после учебы возвращаться домой. Зато 29% хотят переехать в другую страну ЕС, а 28% украинских выпускников хотят остаться в Польше. Еще 26% студентов не знают, куда они поедут, только не в Украину.