Юрий Шпак
16:00 08/08/2017

Битва за железную дорогу: дни Балчуна сочтены?

В пятницу 4 августа по главе  «Укрзализныци» (Войцеху Балчуну был нанесен  двойной удар. Генпрокурор Юрий Луценко  и замдиректора НАБУ Гизо Углава синхронно вспомнили о польском экспате. Подковерные игры вокруг второго по денежным потокам после «Нафтогаза» предприятия страны вышли на финишную прямую.

Претензии прокурора

Генеральный прокурор Юрий Луценко решил включиться в борьбу вокруг кресла главы УЗ и сообщил, что прокуратура расследует порядка 90 уголовных дел  по фактам присвоения, растраты, завладения имуществом путем злоупотребления служебным положением должностными лицами «Укрзализныци». Генпрокурор при этом не ограничился статистикой, а прямо попросил премьер-министра Владимира Гройсмана не продлевать контракт с Войцехом Балчуном.

Но не все дела относятся к периоду работы поляка – работа прокуратуры охватывает 2015-2017 годы.

Сейчас Войцех Балчун находится  в «подвешенном состоянии»  – контракт с ним не продлен и его возобновление зависит напрямую от Кабинета Министров. Данное решение будет принято по результатам отчета Балчуна.

По словам министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна, заседание Кабмина по этому вопросу в повестке дня может состояться в начале августа. Иными словами, вопрос может решиться в ближайшие дни.

Политический пасьянс

В свое время «крепкий» хозяйственник Георгий Кирпа, ставший трагической жертвой событий первого Майдана, благодаря эффективному управлению украинской железной дорогой считался одним из реальных приемников Леонида Кучмы. За что, очевидно, и погиб при странных обстоятельствах. В умелых руках УЗ — это самое настоящее  государство в государстве,  мощнейший источник денежных и электоральных потоков (280 тысяч работников УЗ,  а также члены их семей).  Не удивительно, что и сейчас вокруг предприятия разворачивается настоящая борьба.

Рассмотрим ситуацию с точки зрения политического расклада.

Войцех Балчун, польский гражданин, возглавил УЗ 20 апреля 2016 года. В его послужном списке было руководство аналогичным предприятием в Польше. Почему выбор пал на поляка остается только догадываться. Очевидно, базовых причины было две. Во-первых, найти незапятнанного и равноудаленного руководителя из местной обоймы чиновников было очень сложно и партнеры по коалиции пошли на «компромисс». Во-вторых, это был некий политический реверанс в сторону Польши за ее многолетнее европейское «адвокатство». В СМИ Балчуна связывают напрямую с братьями Богданом и Ярославом Дубневичами,  народными депутатами от БПП, «теневыми воротилами» украинской железной дороги.

Владимир Омелян, публичный оппонент и критик Балчуна  — это ставленник «Народного фронта»,  хотя он номинально отошел от Арсения Яценюка и сегодня ближе к Петру Порошенко. Начинал, как помощник министра финансов Колобова, сегодня пребывающего в бегах в Испании.

Адвокатом Балчуна традиционно выступает премьер-министр – Владимир Гройсман, тоже номинально человек Петра Порошенко, но претендующий на собственную политическую траекторию, что не может не вызывать тревоги на Банковой. Так, Владимир Гройсман не только выступил в начале года с поддержкой  Войцеха Балчуна, публично поставив на место министра инфраструктуры Омеляна, но и де-факто переподчинил УЗ. Предприятие отняли у Минэкономики (тоже вотчина «Народного Фронта») и передали прямо в руки Кабмина.

Тем не менее, в последнем интервью Омелян сообщил, что за полгода премьер-министр поменял свое мнение о Балчуне и готов принять его отставку – «было четко сказано, что вся команда — на выход».

Официально же Владимир Гройсман заявил: "Пока у меня очень много противоречивой информации. Одни говорят, что его команда нормально работает, другие — плохо. Одни говорят, что они честные, другие — что коррумпированные».

Юрий Луценко, сделавший заявление по делам в УЗ, ближе к Петру Порошенко, чем Гройсман, и его заявление  говорит о том, что на Банковой решение уже принято – Балчуну придется покинуть пост.

Среди возможных кандидатов  на кресло главы УЗ в СМИ называются кандидатуры — Евгения Кравцова, Александра Завгороднего, Сергея Михальчука или Ремигиуша Гиашкевича.

Экономика железнодорожной монополии

Чистый доход УЗ в 2014 году составил 49, 4 млрд грн, в 2015 – 60, 1 млрд грн., в 2016 – 78,9 млрд грн.

Министр транспорта и инфраструктуры Владимир Омелян утверждает, что убытки УЗ в 2016 году составили 7,3 млрд грн. В то же время Войцех Балчун настаивает, что прибыль государственного монополиста достигла 303 млн грн.

Директор по экономике и финансам «Укрзализныци» Андрей Рязанцев по поводу данного спора замечает, что эти цифры не противоречат друг другу – все дело в системах расчета. Их две  — украинские положения (стандарты) бухгалтерского учета (ПСБУ) и международные стандарты финансового учета МСФУ.

С 1 января 2017 года УЗ перешла на международные стандарты финансового учета. Если расчеты привести к единой системе, то, по словам финдиректора УЗ, показатель чистого дохода в 2017 году на 1,5 млрд грн лучше чем в 2016, доходы компании выросли на 17,6%, а расходы всего на 4,7%.

У Омеляна своя правда: "Увеличение или выход в плюс «Укрзализныци» в 2016 году обусловлено простой цифрой. Это не реформаторские достижения. Это увеличение тарифа на 15%, которое сгенерировало для компании 3,8 млрд гривен. На фоне того, что в 2015 году был убыток 600 млн грн, а в 2016 году вышли в «плюс» в 300 млн грн, 3 млрд грн под вопросом. Куда делись?".

Также министр подчеркнул, что на фоне роста пассажиропотока  сохранились отрицательные тенденции в грузовых и транзитных перевозках (в последних падение составило 30%).

Важно понимать, что от работы УЗ критически зависит украинский экспорт в его сырьевой части —  перевозка зерна, стали, железной руды. А, значит, ни много ни мало – стабильность гривны и устойчивость самого государства.

Так, по данным президента объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленкова,  во втором полугодии 2016 года в Украине было произведено на 3 млн тонн стали меньше, чем ожидалось. Среди базовых причин – УЗ  не смогла удовлетворить запросы производителей на подвоз сырья к меткомбинатам и вывоз их продукции.

По словам президента УЗА Владимира Клименко, с 1993 года «Укрзализныця» не построила ни одного вагона-зерновоза. Их катастрофически не хватает. По оценкам Всеукраинского аграрного совета (ВАС), для доставки 40-41 млн тонн зерна в порт необходимо около 16 000 вагонов-зерновозов. В Украине же есть в наличии лишь 13 000 вагонов, из которых на ходу около 7 000.

С такими показателями даже статус «аграрной сверхдержавы» Украине не светит.

Война за кресло главы УЗ  — это  борьба за реальные денежные потоки, рычаги влияния на крупных бизнесменов, а также серьезный электоральный ресурс. В период политической турбулентности и риска досрочных выборов такой актив должен быть в прямом подчинении власти, читай – Петра Порошенко.

Именно поэтому  дни экстравагантного рокера-железнодорожника Войцеха Балчуна сочтены.

Читайте также по теме