Елена Королева
07:00 06/11/2013

Битвы в «банке скорпионов»

Уже мало, кого удивишь, что практически у всех представителей партии власти «рыльце в пушку». И в ПР об этом прекрасно знают. Но пока депутат, чиновник или местный деятель ей нужен — закрывают глаза на его прошлое. Однако стоит кому-то пойти против «генеральной линии» или войти в конфликт интересов с «боссами», как вытаскивается пыльное досье и включается репрессивная машина.  «Бей своих, чтобы свои же боялись» — похоже, именно под таким лозунгом Партия регионов движется к евроинтеграции и будущим президентским выборам в Украине…

ПЕРВЫЕ — НА ВЫЛЕТ 

«Первой ласточкой» в череде публичной порки непослушных зимой этого года стал Павел Балога — брат Виктора Балоги, успевшего побывать главой секретариата президента Ющенко и министром в правительстве Януковича. Павла  лишили депутатского мандата через суд после того, как он сначала вступилво фракцию ПР, а на следующий день из нее вышел.

Регионалы в свою очередь выдвинули гипотезу, что послуживший некоторое время Партии регионов Балога попытался развивать в родном Закарпатье собственный проект — партию «Единый центр». Регионалы решили, что это подрывает их позиции, и жестко приструнили неслуха.  

Летом — новое «шоу»: по обвинению во взятке арестован (а затем «случайно упущен» из-под домашнего ареста) ректор Национального университета налоговой службы Петр Мельник.

То, что Мельник был в своем вузе хозяином-барином, известно давно. Как и о его тесной дружбе с бывшим генпрокурором Станиславом Пискуном. Вдвоем они угождали нынешней власти, как могли. На президентских выборах 2004 года Петр Мельник был доверенным лицом кандидата в президенты Виктора Януковича. И так старался, что подложил ему свинью: одним из доказательств фальсификации выборов оппоненты Януковича называли видео, на котором Мельник заставлял студентов своего вуза голосовать за «правильного кандидата».

Но до недавнего времени одиозному ректору все прощалось. Пока, по мнению экспертов, налоговый вуз — самое крупное в Украине учебное заведение такого рода — не приглянулся так называемым «младореформаторам» во власти. Мельника попытались сместить по-хорошему, но смогли выдавить только «по-плохому».  «Обратите внимание, в задержании Мельника и следствии по его делу принимали участие МВД (это — Захарченко) и Миндоходов (это — Клименко)», — отмечает в интервью журналистам политолог Александр Крамар.

МГНОВЕННАЯ КАРА 

Но самые яркие битвы в «банке скорпионов» состоялись в последнее время. Это — лишение депутатского мандата и арест одесского регионала Игоря Маркова. И почти одновременно с этим — арест запорожского бизнесмена Евгения Анисимова, которого открыто называют «генеральным спонсором» местной организации ПР.

Удивление вызывает не то обстоятельство, что Маркова и Анисимова решили посадить, а то, почему Партия регионов так долго считала их «своими», несмотря на уголовную «ауру», окружавшую этих персонажей.

Судите сами. Еще 29 апреля 2009 года руководитель пресс-службы СБУ Марина Остапенко заявила (цитируем информацию УНИАН), что «Игорь Марков до избрания депутатом Одесского городского совета был членом различных преступных группировок, неоднократно задерживался сотрудниками Управления по борьбе с организованной преступностью за незаконное хранение огнестрельного оружия. По материалам уголовных дел, Марков в период с 1995 по 2003 годы входил в боевое крыло одной из преступных группировок и был причастен к распространению наркотиков в развлекательных заведениях Одессы».

Партию регионов такое прошлое Игоря Маркова вполне устраивало. Претензии возникли лишь, когда он поднял бунт против поворота партийного вектора в Европу и заявил, что не намерен голосовать за законопроекты, которые содействуют подписанию Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. И тем самым начал вносить в ряды своих коллег – сторонников Таможенного союза (которых в рядах ПР на самом деле большинство)  – разброд и шатания.

Кара пришла мгновенно: Центризбирком по решению суда лишил Маркова депутатского мандата. Но он не только не покаялся, а начал раздавать интервью, в которых открыто говорил, что «вся фракция Партии регионов в парламенте держится исключительно на страхе. Кого-то пугают лишением мандата, кого-то – лишением бизнеса, к кому-то находят другие подходы. И, за редким исключением, все пока молчат».

Чтобы заставить Маркова замолчать, ему припомнили дело шестилетней давности, связанное с избиением «свободовца» на митинге 2 сентября 2007 года, по которому уже и срок давности прошел.

Нечто похожее произошло и в Запорожье. Как и Марков, бизнесмен Евгений Анисимов имел тот еще «послужной список». Начинал он в 90-е как собственник торговых площадей в подземных переходах и хозяин рынка «Александровский». Потом якобы взял под контроль отвалы металлургических предприятий — «золотое дно» для сборщиков вторсырья.

Местные и центральные СМИ открыто писали о связях Анисимова с уголовным миром и даже называли его кличку в этих кругах — «Анисим». Но лидеры Партии регионов, возглавившие органы власти в Запорожье, все это отрицали и называли Анисимова своим другом.

«Я знаю Евгения Анисимова как бизнесмена, мецената, члена Партии регионов», — говорил городской голова Александр Син в интервью журналу «Власть денег». А губернатор области  Александр Пеклушенко буквально на каждом массовом мероприятииобъявлял бизнесмену благодарность.

Это и не удивительно. С Партией регионов Анисимова связывала прочная финансовая пуповина. До своего ареста в аэропорту «Борисполь», по обвинению в вымогательстве 300 тыс. грн у руководителей фирм «Хлебодар» Юрия Чекальского и  «Запорожсвязьсервис» Юрия Комиссарова, он был основным спонсором запорожской организации ПР. На этом настаивает эксперт Роман Пятигорец.

Все эти истории доказывают одно: на каждого своего союзника партия власти имеет припасенное досье, которое в любой момент может превратиться в инструмент манипулирования и устрашения. В кулуарах поговаривают, что в связи с евроинтеграционной истерией неприятности могут начаться у днепропетровского депутата Олега Царева, который открыто высказывается против Ассоциации и «за» Таможенный союз. По мнению политолога Виталия Балы, выборочное наказание отдельных грешников означает, что курс политической силы избран и если кто-то из депутатов с линией партии не согласен, он может оказаться  за стенами парламента, а то и в тюрьме…

Читайте также по теме