Марина Иванова
06:08 12/04/2013

Бизнес на смерти

Новый УПК предписывает проводить судебно-медицинскую экспертизу всем без исключения умершим. Это «влетает» родственникам «в копеечку» — примерно около полутора тысяч гривен. Можно сказать, что в стране циркулируют две «вечные» темы для обсуждения: непосильный налог на смерть и возвращение денег вкладчикам Сбербанка СССР. В народе уже с грустью шутят: власть выдает живым по тысяче, а у мертвых забирает по полторы… 

ВСЕ НА ВСКРЫТИЕ

До конца минувшего года на судмедэкспертизу направлялись умершие только с признаками насильственной смерти: при травмах, асфиксии, действии крайних температур, электротока, отравлений. А также – в случае внезапной кончины, при наступлении ее вне места постоянного жительства и  в случае, когда личность умерших не установлена.

Теперь же, согласно новому Уголовно-процессуальному кодексу, никому не избежать патологоанатома – ни давно болевшему умершему дедушке, ни почившей столетней бабушке. П. 4 ст. 238 нового УПК «Осмотр трупа» гласит: «Труп подлежит выдаче только с письменного разрешения прокурора и только после проведения судебно-медицинской экспертизы и установления причины смерти». Согласно этой статье, осмотр тела умершего проводится следователем или прокурором вместе с судмедэкспертом. Что фактически превращает прокуратуру в «похоронное бюро».

Новые правила судмедэкспертизы легализуют существовавшую и ранее «излишнюю» активность правоохранительных органов, оправдывающих стремление вскрывать «всех и каждого» необходимостью выявлять случаи насильственной смерти. К тому же, как объяснил корреспонденту «ГолосUA»профессор-криминалист Виктор Бояров, тотальная экспертиза умерших «страхует» врачей на случай возможных претензий родственников к качеству лечения.

Однако власть, как обычно, приняв новые правила, не просчитала возможность их реализации. Так, по данным Госкомстата, за восемь месяцев минувшего года в Украине умерло около 500 тысяч человек. Штат судмедэкспертов на тот момент составлял 1623, а количество следователей — 12 тысяч. Как при таком количестве  специалистов можно осмотреть каждый труп? Неясно. Ведь в  больницах умирает до 20% украинцев. И, по новым правилам, остальным 80% понадобится «полный комплекс услуг».

При этом никто не собирается увеличить штат областных бюро судебно-медицинской экспертизы и моргов, не покупает дополнительных столов и морозильных камер, а о росте зарплат судебным медикам и речи нет. Поэтому специалисты предупреждают: в «очереди» на вскрытие умершие могут «стоять», а точнее, лежать неделями и даже месяцами. А ведь сутки в «холодильнике» морга в среднем обходятся около 200 грн. К тому же, по словам медиков, жарким летом эта проблема может значительно усложнить эпидемическую ситуацию в стране.

УМИРАТЬ ДОРОГО

Однако главным «пострадавшим» от новых правил судмедэкспертизы стало отнюдь не государство, а родственники умерших, особенно в глубинке. Возникают вопиющие ситуации: в конце 2012 года в Ананьеве (Одесская обл.) прокурор, согласно закону, требовал судмедэкспертизы 70-летнего старика и его 46-летнего сына, замерзших в сельской хате в морозы… А в Смелянском районе на Черкащине уже с февраля 2012 года с родственников умерших требуют за перевозку тел и «дополнительные услуги» около 1,5 тыс. грн, хоть сама экспертиза по постановлению следственных органов и должна осуществляться за счет государства. Возможно, кому-то эти деньги покажутся небольшими, однако для крестьян это астрономическая сумма. Особенно, если учесть все расходы на похороны.

Однако и городским жителям в этом вопросе приходится туго. Показателен такой случай: осенью прошлого года в Днепродзержинске после выписки из больницы умер пожилой мужчина. У родственников потребовали за вскрытие 1400 грн. А его старушку-соседку страшно испугала цена «услуги». «Когда я умру, как оплачивать перевозку и вскрытие с моей пенсией в 900 гривен?!» — ужаснулась женщина.

В украинских реалиях новые правила судмедэкспертизы превращаются в элементарный бизнес на смерти. Кто-то берет по полторы тысячи за вскрытие, кто-то получает взятки за возможность его не проводить. По рассказам очевидцев, сотрудники милиции могут уладить дело и без такого вмешательства, однако за это потребуют «благодарность» в половину стоимости судмедэкспертизы. А иногда, по словам Виктора Сердюка, все обходится и без милиции. «Если врач или фельдшер видят, что человек умер естественной смертью из-за болезни, хватает и пятиста гривен. Сумма определяется в зависимости от достатка родственников», — рассказал эксперт.

Существуют и региональные особенности, создающие почву для расцвета коррупции в похоронном бизнесе. Как рассказал «ГолосUA» криминалист Виктор Бояров, в Крыму, где проживает много мусульман, люди отдают любые деньги, чтобы избежать вскрытия и похоронить своего родича в день смерти еще до захода солнца, как велит им вероисповедание.

А там, где мзду получить не удается, коррупцию стыдливо называют «благотворительными взносами». Да, само вскрытие может быть «бесплатным». Но родственникам предлагают оплатить «кондиционер, монитор, труд специалиста по ремонту техники».  Как говорится, с миру по нитке…

Чтобы обязательная судебно-медицинская экспертиза не превращалась в Голгофу для мертвых и живых, по мнению главы Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктора Сердюка, вскрытие умерших может быть оправдано лишь одним — обоснованным подозрением в насильственной смерти. «Ничего о подозрениях в этом законе не написано. Подозревает один, экспертиза контролируется другим, а ответственности ни у кого нет», — констатировал эксперт.

КОМПЕТЕНТНО

Ирина СПИРИНА, народный депутат, фракция КПУ:

— Закон необходимо упростить, ведь он прибавляет забот родственникам умерших, сеет недоверие к действиям врача, которые без милиции не могут выдать справку о смерти. С просьбой об этом обращается огромное количество людей, особенно в селах. Мы, коммунисты, подготовим и внесем в этот закон поправки. Думаю, если что-то уж начали реформировать, то нужно это делать грамотно.

Читайте также по теме