О том, что КП «Киевский метрополитен» активно участвует в теневых схемах не говорит только ленивый. Предприятие и правда, работает с денежными потоками, которые никем не контролируется. В свете этого хочется разобраться, подумать, а что-то и посчитать самим. Тем более, что слухи об очередном повышении стоимости проезда в метро курсируют упорно, а значит тема — как никогда актуальна…
Удар по карману
"Тариф, который существует сейчас — нерентабельный. Мы об этом говорили еще перед предыдущим повышением", — заявила журналистам спикер КП "Киевский метрополитен" Наталья Макогон.
Что ж, нет дыма без огня, а мрачные ожидания народа — не плод разыгравшейся фантазии параноика. И потом, в КП неоднократно заявляли, что предприятие недополучает компенсацию за льготный проезд. Так что у слухов есть все шансы обрести реальность, и в очередной раз больно ударить по карману доверчивого обывателя.
"Ездить мне приходится каждый день, в том числе, и на выходные… каждый день я трачу в среднем 12 грн только на дорогу, без учета расходов на еду, и другие мелкие нужды. Но даже с учетом минимальных "спартанских" расходов в месяц "набегает" на 500 грн. Если проезд на метро повысится до 6 грн, мои расходы приблизятся к тысяче гривен. Это практически четверть моей зарплаты, не говоря уже о том, что из нее нужно еще и коммуналку оплачивать", — говорит Антон, работник информагентства.
Каким образом происходит ценообразование в стоимости поездок — тема интересная. Но недоступная простым смертным. Вообще, обоснованность тарифов — болезненный для власти вопрос.
"Тарифы на метро не связаны с экономическим обоснованием, прежде всего, потому, что это социальная функция города, и стоимость поездок должна быть адекватна росту доходов населения. Если нет индексации доходов, то и роста тарифов не должно быть по определению в любом нормально развитом государстве", — заявил эксперт Виктор Медвидь в интервью корреспонденту ГолосUA.
Капиталы в тени
По результатам проведенных ревизий на коммунальных предприятиях города Киева, установлено, что около 80% нарушений приходится именно на КП «Киевский метрополитен». Интересно также отметить, что, несмотря на то, что предприятие постоянно работает с рекламными операторами по заниженным тарифам, формально оно является убыточным.
"Нет эффективного управления этим бизнесом. Многие маршруты неэффективны с точки зрения времени, его формирования. Метрополитен может получать более 40% доходов от смежных видов деятельности, которые бы перекрывали все эти так называемые убытки…", — отмечает аналитик.
Вместе с тем, средства, которые крутятся в тени, сильным мира сего выводить на поверхность без надобности нет смысла. Не нужно быть экономистом, чтобы понимать, что средства от рекламы в метро — огромные. Но при этом нет утвержденных КГГА тарифов на размещение наружки на транспорте коммунальной собственности столицы. Средства вертятся в тени. В связи с этим, напрашиваются вполне определенные мысли.
Еще один интересный случай: в прошлом году КГГА провела конкурс на размещение наружной рекламы. Тендер выиграла ООО "Фирма АРТ", которая размещает рекламу в метро вот уже целых 22 года. Можно также упомянуть, что согласно выдвинутым условиям, каждый участник должен был выделить около 3 млн грн на программу светодиодного освещения. При этом вышеупомянутая компания и так имела свои рекламные конструкции, установленные в столичной подземке. О честности проведения конкурса приходится говорить едва ли. Стоит также добавить, что с объявлением компании-победителя КГГА тянула 3 недели. И хотя это мелочи, из них и собирается вполне даже понятная картинка.
"Это называется "мэрская тема". Каждый из глав КГГА напрямую перераспределяет рынок. Это рынок наружной рекламы не только в метро, но и вообще рынок рекламы, связанный с размещением архитектурных форм. Все эти игроки заносят черный нал для того, чтобы удержаться на тех местах, которые есть. Если эти деньги не заносятся, то происходит перераспределение, МАФы демонтируют, билборды спиливают и т.д. Поэтому прозрачности никакой нет, прозрачных тендеров тоже нет, иначе рынок бы совсем по-другому выглядел", — отмечает эксперт.
Простая арифметика
Рекламных носителей в метрополитене — полно: тут тебе и лайт-боксы, и стены, на которые обращаем внимание, спускаясь или поднимаясь на эскалаторах, и окна, и стены вагонов, и мониторы. В метро реклама повсюду. Она кричит, улыбается, зазывает, информирует… И, конечно же, все это имеет свою цену.
По данным из открытых источников, только за I полугодие 2015 года КП получило за рекламу на транспорте 7 030,1 тыс. грн, а за предоставление площадей в аренду — 12 280,9 тыс. гривен. И надо сказать, что 12 млн гривен, которые заявляет монополист в качестве своего дохода от продажи рекламных площадей — это сомнительная цифра, так как она ничтожно малая.
У коммерческих рекламных операторов стоимость рекламных площадей превышает в десятки, а в некоторых случаях и в сотню раз выше той суммы, которую официально платят метрополитену по действующим тарифам. О том, что КГГА могла бы отрегулировать данный вопрос мы уже упоминали. Следует также добавить, что порядок размещения рекламы был принят в 2011 году городским советом, а не КГГА, что вообще вызывает вопросы к законности документа. Прозрачность? Коррупция? Нет, мы никогда не слышали об этом.
"Безусловно коррупционная составляющая начинается от рекламы в метро, которая фактически вся ушла в тень. По разным оценкам — это до 200 млн в год", — отмечает аналитик В. Медвидь.
Человеческий трафик
В Киеве много людей. Население составляет около трех миллионов человек, да и приезжих с гостями столицы — более, чем. В среднем, метрополитен обслуживает примерно около 2 млн человек. Сейчас это количество, в связи с возросшими транспортными тарифами, заметно уменьшилось, так как люди стали больше ходить пешком. Оно и понятно.
"Лично я буду ездить на велосипеде. Многие мои знакомые ездят по городу, по крайней мере, центральной его части, на скейте или на "байках". Так удобнее", — говорит Виталий (ди- джей, айтишник и хипстер).
Логично. Можно даже рискнуть сделать прогноз, что с весны количество пассажиров метро будет понемногу уменьшаться, так как молодежь, да и спортивные люди средних лет скорее предпочтут воспользоваться велосипедом, нежели спускаться во чрево земное с сомнительной радостью расстаться с кругленькой суммой: уж лучше педали покрутить. Здоровее будет, и для настроения полезно.
Мелочь по карманам
По самым грубым прикидкам, КП «Киевский метрополитен» имеет 90 млн гривен ежемесячно. Но даже если эту сумму сильно занизить, и отнять из нее зарплаты работникам коммунального предприятия, какие-то деньги остаться должны. И немалые. Однако по данным за первое полугодие прошлого года, общие доходы (без НДС) КП «Киевский метрополитен» составили 362 047 грн. Куда растворились деньги — непонятно. Мистика, да и только.
"Коррупционная составляющая есть как в рекламе, так и в затратной части. Прежде всего, это техническое обслуживание метро. Например, закупка комплектующих, которые в несколько раз превышают себестоимость", — говорит В. Медвидь.
Сбор выручки, инкассация и учет проезда пассажиров осуществляется только со стороны Метрополитена, а механизмов контроля попросту нет. Сектор находится в черной-пречерной тени, а значит, здесь раздолье для незаконной деятельности. Что подтверждается и цифрами: согласно результатам аудита финансово-хозяйственной деятельности КП «Киевский метрополитен» за период 2013-2014 годов, были выявлены нарушения на сумму в 26,4 млн. грн. Маловероятно, что сейчас ситуация изменилась. Впрочем, конечно, ее можно было бы изменить…
"Как и в любом органе, должна быть прозрачность ведения бизнеса, в электронной форме должны быть видны все принимаемые решения, все закупки, доходы, затраты, возможность участия заинтересованных лиц, общественности в тех процессах, которые обязательны. Нужны и гражданские слушания с аргументированным ответом, и безусловно, прозрачный конкурсный подход к назначению ключевых должностей", — резюмировал В. Медвидь.
Послесловие
Психология толпы загадочна. Данная тема требует всестороннего изучения не только психологов, но и психиатров. Ведь ради веры и высоких идеалов, люди зачастую готовы обходиться без сна и пищи, отказывать себе в самом необходимом, рисковать жизнями, выходить на протестные акции… Но вот когда требуется банально отстоять свои права (например, добиться снижения тарифов), чтобы на вполне конкретном и понятном для всех примере показать и доказать власть имущим, что в конечном счете, они наняты народом для обслуживания интересов общественности, то здесь воля к победе, как правило, у большинства угасает. Сам факт, что мы покорно и по собственной воле согласны давать монополисту заявленную цену вовсе не говорит об оправданности предъявленных нам же тарифов, да и не является гарантией от новых повышений. Равно как и не свидетельствует о сплоченности.