На повестке дня политикума — в буквальном и переносном смысле — закон о выборах в Верховную Раду. На этой неделе парламент приступит к его рассмотрению, и это будут не самые скучные сессионные дни.
Поскольку регулярные электоральные забеги — единственный легитимный способ изменить систему власти и обновить состав политической элиты, вокруг будущего закона о выборах уже началась ожесточенная борьба. И это неудивительно, поскольку новые правила избирательной игры чрезвычайно важны — как для власти, так и для оппозиции.
Для власти важно сохранить статус-кво, для оппозиции — получить больше возможностей для влияния на ситуацию в политике и экономике, чем теперь. Для кого-то ( вроде бывшего лидера СДПУ(о) Виктора Медведчука) также важно вернуться на большую политическую сцену, а для кого-то (например, для многих членов БЮТ или Блока Черновецкого) мандат депутата парламента — это гарантия сохранения личной и финансовой неприкосновенности. Спор о новых правилах электоральной игры также подтверждает, что революций в Украине больше не будет: опыт Майдана-2004 и недавние события в Грузии показали, что «свергнуть» власть не получится. Придется договариваться.
Собственно говоря, старт электоральным переменам дал еще Президент Виктор Януковича, загодя послав внятный мессидж и обществу и политикам о том, какой он хочет видеть избирательную модель. Схема не нова: 50/50. Украина уже проходила ее в 1998 году и в 2002-м.
Первый раз страна с подачи Виктора Медведчука вошла в полосу смешанных выборов в 1998-м, потом это повторилось еще раз. Но уже через несколько лет, с подачи лидера СПУ и сторонника чисто парламентской республики А. Мороза Украина «перешла» к партийной системе выборов. Еще два избирательных цикла спустя выяснилось, что партийная модель противопоказана Украине, поскольку за партийными списками « прячутся» то олигархи, то бандиты. Однако, взять на вооружение систему партийных выборов с открытыми списками нынешняя власть также не рискнула, хотя и декларировала интерес к этой схеме, еще когда Партия регионов была в оппозиции.
Таким образом, на суд общественности будет вынесено несколько вариантов избирательного законодательства, но шансы пройти через парламент (причем, уже на этой неделе) есть у правительственного документа, разработанного «группой Лавриновича». Против него резко выступают оппозиционеры и члены Венецианской комиссии, однако большинство в нынешней Верховной Рады и пассивность спикера В. Литвина, наверняка помогут новой версии электорального закон получить необходимое количество голосов.
Основные новации документа: повышение избирательного барьера, запрет на допуск к выборам партийных блоков, отмена графы «против всех», отсутствие финансового лимита для избирательного фонда депутатов и партий. Итак, в чем плюсы, а в чем минусы новых правил избирательной игры, которая начнется в 2012 м году?
Во-первых, введен полузапрет за использование блоков в активной парламентской политике. То есть, блокироваться конечно можно.. И некоторые карликовые партии, вроде Европейской партии Николая Катеринчука и структуры бывшего министра обороны Анатолия Гриценко уже подписали пакт о совместном объеденинение на «гражданской позиции».
Однако, любое слияние увеличивает проходной барьер: чем больше партий вошло в блок, тем выше планка. По словам министра юстиции А. Лавриновича, сделано это с целью усиления ответственности партийных объединений. Определенный резон в этом есть, поскольку «партийная каша», пройдя в Верховную Раду немедленно начинает «расползаться» на группы интересов. В этом плане крайне показательны миграции блока «Наша Украина- Народная Самооборона», от них не отстает и БЮТ: из этих блоков уже «выделилось» несколько отдельных групп, самостоятельно действующих в парламентском поле.
Другими словами, контролировать блоки, а тем более, заставить их выполнять свои предвыборные обещания, нереально. Кто видел хоть когда-то общественную приемную блока «НУ-НС»? А вот партийные ячейки (те же коммунисты) активно ведут прием граждан, открывая свои двери будущим и нынешним сторонникам. В общем, управлять блоковой системой не получилось даже у такого сильного лидера, как Ю. Тимошенко: блок ее имени вошел в состояние полураспада и вряд ли доживет до выборов.
Кроме того, блоки удалили с предвыборной площадки, чтобы избежать «именного синдрома», когда целый сонм партий работает на имидж одного лидера, как это было с Ющенко или с Тимошенко. Кто помнит, какие политсилы вошли в состав БЮТ или «НУ-НС»? Этих «карликов» так много, что их не упомнят и профессиональные политологи, не говоря уже о рядовом избирателе.
Зато партийный вождь имеет серьезную политическую поддержку, ведь партии могут представлять разные политические спектры — от ультраправого до социал-демократического. Ну и наконец, блоки сильно мешают идеологическому структурированию общества, сознательному выбору людей: ведь одни, голосуя за БЮТ, думают, что поддерживают солидаристскую идеологию, а другие уверены что дают стимул развитию национально ориентированной системе развития страны. В итоге, разочарованными остаются и те и другие.
Во-вторых, увеличен проходной барьер, с 3% до 5%. Для многих партий сегодня работающих в Верховной Раде, это непосильное бремя. Вряд ли в новом парламенте, например, окажется Народная партия В. Литвина или «Наша Украина» Виктора Ющенко. По прогнозам политологов, туда могут попасть всего несколько партий: регионалы, «Батькивщина», «Свобода» Тягнибока, «Фронт перемен» Арсения Яценюка и « Сильная Украина» С. Тигипко.
Несложно заметить, что новая планка ограничивает шансы левых сил на попадание в новый состав Верховную Раду: тем же коммунистам придется очень серьезно побороться за места под парламентским солнцем. Другими словами, властью взят четкий курс на ликвидацию политических сил, представляющих социальные интересы людей и защищающих их в высшем законодательном органе.
Однозначно не проходят в новую Верховную Раду ни социалисты, ни социал-демократы, ни Союз левых сил и прочие объединения. Их лидерам придется пробиваться в парламент-2012 поодиночке, а это уже не партия. Кроме того, увеличив проходной барьер, власть искусственно сокращает число политических сил и ограничивает политическое структурирование общества. Да, 5% -ный «потолок» уменьшит количество мелких партий, но и в тоже время затормозит развитие тех сил, которые вызывают доверие и интерес украинцев.
Не получают шансов новые партии и новые лидеры, предлагающие альтернативные пути развития Украины, страна таким образом приходит к варианту «политической консервации» нынешней системы управления. Даже во многих европейских странах (например, в Италии) проходной барьер ниже, чем предлагает сейчас Украине команда Януковича, поэтому европейцы так жестко и критикуют новые электоральные правила.
Да, планка в 5 процентов также создаст видимость структурирования партийного поля, но на самом деле просто «разделит» и узаконит олигархические партии: на правом «берегу» будет царить «Свобода» и «Фронт перемен», на левом — Партия регионов, в центре — «Трудовая Украина». А олигархам договориться между собой не составит труда, особенно, когда не будет «помех» в виде той же Компартии Петра Симоненко.
В третьих, уходит в прошлое графа «Против всех», выражающая несогласие избирателя ни с действиями власти, ни с предложениями оппозиции. В последние годы число голосующих «против всех» растет более чем стремительно: сегодня от 10 до 15% украинцев готовы поставить «плюс» в данной графе. О чем это говорит? О растущем рейтинге недоверия ко всем политическим силам без исключения. О глубоком политическом разочаровании все большего числа граждан. О готовности этих самых граждан жить и бороться за свои права самостоятельно, без участия и власти и партий. То есть, по настроению общество «откатывается» во времена 90-х, когда государство и граждане существовали на разных полюсах.
Разумеется, власти невыгодно видеть столь высокие показатели недоверия и разочарования. Но есть и еще один нюанс: чем выше количество людей, голосующих «против всех», тем ниже уровень поддержки провластных сил. Поэтому, убрав соответствующую графу, власть ставит граждан перед традиционным уже для Украины выбором: голосовать за плохих парней или за очень плохих парней. Так было во времена Кучмы и теперь партии Януковича надо только вырастить себе достойных спарринг-партнеров. Пока на эту роль успешно претендует «Свобода». Поэтому, вполне понятно, куда уйдут 10% голосов тех, кто не хотел голосовать ни за одну из партий.
В четвертых, определены правила игры для территориальных комиссий — в их состав входит 18 человек, но достаточно и 6 представителей для принятия ключевого решения. Понятно, что «надавить» на шестерых проще, чем «договариваться» с двумя десятками счетоводов, среди которых попадаются или очень партийные, или очень принципиальные. Также сняты финансовые ограничения с депутатских и партийных фондов. Проще говоря, дан старт широкой покупке голосов: за сахар, гречку или денежные знаки. Участникам забега больше не надо исхитрятся в поисках спонсоров или членских взносов. Округа будут «куплены» на корню, и на это у потенциальных кандидатов есть полное право, дарованное новым законом о выборах.
Разумеется, не все будут продавать голоса. Но в условиях тотальной безработицы, стремительного роста цен, падения уровня жизни людям не до принципов: им надо кормить детей и помогать близким. Это хорошо понимает правительство Азарова и еще лучше знают в Минюсте.