Первые кадровые решения Президента дали значительную информацию о том, как собирается выстраивать свою работу новый глава государства. По ним можно судить о приоритетах Президента, особенностях современной украинской политики и делать прогнозы о том, что ждет ряд ведомств в ближайшей перспективе.
Наиболее резонансной была ситуация вокруг кандидатуры министра иностранных дел, учитывая весьма специфическую форму, в которую облек заявление об отставке А.Дещица. И выбор П.Порошенко дал предмет для нескольких соображений.
Кандидатура нового главы МИД Павла Климкина уже получила значительный массив негативных оценок. В частности, Климкину «прицепили ярлык» «министра из антимайданной квоты». Это, мягко говоря, не совсем корректная оценка. А об уровне дипломатической адекватности Климкина говорит уже то, что Берлин в ходе текущего кризиса в украинско-российских отношениях всегда занимал более проукраинскую позицию, чем можно было бы ожидать от традиционно тесно сотрудничающих с «русскими партнерами» немцев.
В то же время уроженец России, закончивший МФТИ, наверняка будет мягче воспринят Москвой, чем любой другой кандидат на должность министра. Иными словами, Климкин – «геополитически сбалансированная» фигура.
Но против него (впрочем, не называя фамилию прямо) выступает сильная экспертная среда. Их кандидатура – Валерий Чалый, «разумковец», руководивший внешнеполитическим направлением кампании Порошенко (весьма успешно) и работавший у него замминистра в МИДе. С точки зрения профессиональных качеств, Чалый, пожалуй, даже более «подходящая» кандидатура, чем Климкин. Но Чалый воспринимается многими, как человек с выраженными прозападными позициями. Учитывая необходимость налаживания хоть какого-то дипломатического диалога с Россией, министр иностранных дел не должен вызывать идиосинкразии у Москвы. В этом плане очень уместным был бы другой Чалый – Александр. Но он, видимо, уже не стремится на государственную службу. Хотя, поговаривают, обсуждалась и его кандидатура.
Выбор министра иностранных дел показал реальные намерения президента в области внешней политики куда более четко, чем даже самые категорические декларации и заявления. Порошенко, сам «побывавший в шкуре» главы МИД, не может не понимать, как важно, чтобы украинского министра воспринимали во всех мировых столицах как реально сильную и уважаемую дипломатическую фигуру.
Персона нового главы Нацбанка широкой публике неизвестна. Инвестиционный банкир Валерия Гонтарева известна в весьма узком кругу, где зарекомендовала себя профессионалом с железной хваткой. Однако, на наш взгляд, определяющим фактором стал опыт совместной работы с П.Порошенко в бизнес-проектах, как и в случае с главой Администрации Президента Борисом Ложкиным. Валерия Гонтарева занималась поиском инвесторов в российские проекты корпорации «Roshen». Характер такого рода назначений говорит об одной из главных проблем украинской политики — дефиците доверия, когда все друг друга обманывают, оказываются на поверку не теми, за кого себя выдают. К слову, даже один из главных борцов с происками Кремля Олег Ляшко, оказывается, зачем-то постоянно наведывается в Москву. По видимому, и в случае с выбором главы НБУ П.Порошенко сделал ставку кандидатуру Гонтаревой, которой он лично доверяет.
Показательна и кандидатура нового Генерального Прокурора Виталия Яремы. Учитывая непростые взаимоотношения милицейских с прокурорскими, выдвижение милицейского генерала на пост Генпрокурора говорит о намерении Президента основательно перетряхнуть это ведомство. Примерно так же во время большой чистки МВД СССР поступил Ю. Андропов, более тридцати лет назад поставив руководить милицией кадрового гэбиста Федорчука. Значит, и Порошенко нужен Генпрокурор, никому в прокурорской среде ничем не обязанный, никак не связанный с этой системой. С учетом того, что в системе ГПУ на руководящих постах осталось еще очень много выдвиженцев Пшонки, нетрудно прогнозировать, что прокуратуру ожидают большие кадровые потрясения. Другой ключевой задачей станет реформа прокуратуры согласно европейским требованиям, такой себе евроремонт этой правоохранительной структуры. А в качестве прораба и нужен тот, кто не будет оглядываться на корпоративные интересы.
По действующей Конституции, Порошенко должен заполнить еще крайне важную вакансию – министра обороны. С МО ситуация пока неопределенна. Слухи о приходе Гриценко в Минобороны мы пока комментировать не станем – более очевидного «танца на граблях Ющенко» трудно себе даже представить.