Борьба с автокофейнями: кому польза, кому вред?

Жители и гости столицы привыкли к тому, что на улицах Киева возле остановок общественного транспорта или выхода из метрополитена стоят автокофейни. Есть люди, которых полностью устраивает эта мобильная и достаточно доступная альтернатива обычным кофейням. Но большинство украинцев справедливо отмечают, что очень часто МАФы «на колесах» стоят на тротуаре и мешают ходить. Это не говоря о том, что страдает зеленая зона города. И вот, совсем недавно киевская власть наконец-то услышала глас народа и пообещала, что до конца августа все самовольно и незаконно размещенные средства передвижной торговли будут убраны. Мало того, в КГГА разработали образцы внешнего вида мобильных МАФов и определили точки для их установки. Все для гостей и жителей города! Или не так?

Почем опиум для народа

Нужно понимать, что автокофейня это выгодный бизнес и при правильном подходе приносит владельцу серьезный доход. При этом самое простое оборудование стоимостью в 40 тысяч гривен окупает себя буквально за 3 месяца. Как рассказал один из продавцов кофе, сумма выручки полностью зависит от места продажи. Если бизнесмен имеет связи, то проблем с «точкой» у него не будет, и тут главное успевай подвозить основные компоненты – сахар, сливки и кофе.

К примеру, новоявленный бариста (специалист по приготовлению кофе), который продает напитки возле универмага «Украина» в среднем в день реализует 250 стаканов. То есть при цене на популярный «американо» в 10 гривен, выручка за день составляет около 2,5 тысяч гривен, а в месяц – 75 тысяч (если покупают только этот напиток, ведь другие дороже). Вычитаем закупку «материалов» (кофе, сахар, молоко, приправы), зарплату (в среднем 4-5 тысяч гривен) и взятки (ее размер полностью зависит от места и аппетитов «крышевателей»), то в итоге с одной машины мы имеем около 50 тысяч гривен в месяц. И никаких налогов!

Видимо, в КГГА работают чиновники, которые решили одним выстрелом убить двух зайцев: решить давнюю проблему с МАФами и пополнить бюджет Киева.

Как рассказал глава Департамента по вопросам благоустройства Дмитрий Белоцерковец, новая комплексная схема по передвижной торговле предусматривает определение мест, где владельцы бизнеса «на колесах» смогут осуществлять свою деятельность.

Он уточнил, что Киев будет разбит на четыре зоны (локации), которые выставят на аукцион. То есть для того чтобы получить возможность легально работать, бизнесменам придется побороться между собой за эти места.

«Кто больше заплатит, тот и будет торговать. При этом в центре города все передвижные МАФы не должны находиться на тротуаре. То есть будем изыскивать возможность их размещения на парковочных местах. Если возможности нет – торговли не будет», — подчеркнул Д. Белоцерковец.

Кроме того, он заверил, что аукционы будут проходить максимально прозрачно, как это делается для объектов сезонной торговли. То есть, предусмотрена регистрация, обязательный гарантийный взнос, сумма которого пока не определена, и после этого на торгах «за место» определяется предприниматель, который предложил наибольшую цену.

«Пока рано говорить, сколько получит город после легализации этого бизнеса, но после распределения 400 точек для сезонной торговли Киев получил 6 миллионов гривен. А раньше это сумма была немногим больше 1 миллиона»,- резюмировал чиновник КГГА.

Интерес для своего кармана

Мягко говоря, бизнесмены негативно восприняли идею распределения мест торговли через аукционы. Практически все из них уверены, что таким образом киевские власти просто собираются убрать их с улиц, для того чтобы затем на эти места пришли «свои» предприниматели.

Опасения столичных бизнесменов разделяет депутат Киевского городского совета, экс- глава КГГА Владимир Бондаренко, который отметил, что любая новая схема распределения мест, является завуалированным переделом рынка.

«Любая новая схема размещения торговых точек, является вытеснением «старых» бизнесменов. То есть фактически это передел рынка. И на освободившиеся места могут поставить «своих», — заявил В. Бондаренко.

Кроме того? экс-глава КГГА уточнил, что среди нынешних депутатов Киевсовета есть люди, которые давно занимаются и активно лоббируют интересы этого бизнеса. Он отметил, что по странному стечению обстоятельств, некоторые из них представляют политическую партию «УДАР». 

«В этой партии состоит много бизнесменов, которые открыто заявляют о своих «структурах» в Киеве. Тем более партия «УДАР» имеет возможности для того чтобы проводить в столице свою бизнес-программу развития. Это не может проходить без политической силы, которая имеет 77 голосов в Киевсовете», — подчеркнул политик.

В свою очередь директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко тоже согласен с опасениями владельцев автокофеен. Мало того, он отметил, что такой бизнес будет приносить серьезную прибыль своим владельцам.

По его словам, все эти передвижные МАФы, несмотря на легализацию и официальное налогообложение, остаются «золотым дном» для коррупции и контрабанды.

«Пока в столичных передвижных МАФах не будет кассовых аппаратов, до тех пор будет процветать коррупция. Необлагаемая налогом прибыль – это супер прибыль. Это возможность толкать «левый» товар, контрабанду и все что угодно. Это прекрасный источник для процветания коррупции. Это Клондайк – продавать левый и неучтенный товар, и платить копеечные налоги.  Поэтому всех «единоналожников» (платящих единый налог на прибыль – ред.), занятых торговлей и бытовым обслуживанием нужно перевести на кассовые аппараты. Тогда это будет колоссальный доход для города, который можно пустить на благо Киева»,- подчеркнул А. Сергиенко

Несмотря на бодрые заявления киевских властей, что город получит новые финансовые вливания и свободные тротуары, эксперты прямо отмечают – этот путь не поможет сильно пополнить столичный бюджет. А карманы заинтересованных лиц – обязательно.

В любом случае сама инициатива упорядочивания «кофейного» бизнеса была позитивно встречена киевской общественностью. Но есть основания предполагать, что за этими инициативами стоит нечто больше, чем борьба с незаконными МАФами и желанием нажиться. Казалось бы причем тут выборы?

Чаще всего передвижные МАФы занимают очень хорошие для торговли места, и поэтому, проведя реформу такого бизнеса, киевские чиновники могут решить не только проблемы киевлян, но и свои личные.

Депутат Киевсовета Владимира Бондаренко предположил, что в данном случае освобождаются точки для установки новых МАФов, которые занимаются реализацией «социального» хлеба. Идея похвальная, особенно учитывая нынешнее экономическое состояние жителей Украины, но экс-глава КГГА отметил, что не все так просто.

«Возможно, они ставятся не для того, чтобы обеспечить  киевлян хлебом, а чтобы определить самую бедную часть горожан, взять их «на карандаш» и уже потом использовать эти данные на выборах. Как это делалось при экс-мэре Киева Леониде Черновецком. Показать, что беспокоятся. То есть для освобождения мест нужно убрать не интегрированные в систему подкупа избирателей схемы расположения малых архитектурных форм типа: «улитка», автокофейня или автобусы с шаурмой»,- уточнил В. Бондаренко.

Так ли это, мы сможем убедиться уже в ближайшее время – до новых выборов осталось совсем чуть-чуть, а нуждающихся горожан хоть отбавляй!   

Читайте также по теме