До выборов Госбюро расследований может работу не начать — считают эксперты. Они констатируют ожесточенную борьбу за влияние над новым органом. Пока же в ГБР набирают начальников, а оперуполномоченных можно будет набрать только осенью – закон еще не принят.
Дерибан должностей
Конкурсная комиссия отобрала 27 кандидатов на руководящие должности Государственного бюро расследований (ГБР): директоров семи территориальных управлений органа, руководителей подразделений центрального аппарата и сотрудников подразделений внутреннего контроля бюро. Отбор проходил из 436 человек, участвовавших в конкурсе. В состав комиссии, которая отбирала кандидатов, входит 9 человек: по 3 представителя от ВРУ, КМУ и Президента Петра Порошенко.
Тем не менее, нардеп Сергей Лещенко (БПП) заявил, что слишком многие из утвержденных кандидатов являются креатурами министра МВД Арсена Авакова.
«Аваков берет под контроль новосозданное Государственное бюро расследований. Перед вами — дерибан должностей между людьми Авакова, который спустили на Конкурсную комиссию Государственного бюро расследований», – написал Лещенко в Facebook.
От утверждает, что среди кандидатов преобладают ставленники самого Авакова, заместителя председателя Нацполиции Игоря Купранца, народного депутата VII созыва от ВО «Свобода» Игоря Кривецкого известного СМИ по прозвищу «Пупс», нардепа от «Оппоблока» Сергея Кивалова и первого замглавы МВД Сергея Демчины.
«Кроме Авакова и его «кошелька» Купранца, должностями поделились с «Пупсом», Киваловым и Демчиной», — подчеркнул Лещенко.
Отметим, что кандидатам предстоит пройти еще одну проверку. «Речь идет о специальной проверке государственными органами власти. Также ожидаем информацию о победителях от Совета общественного контроля и экспертов от профильных организаций», — сообщил директор бюро Роман Труба. Решение о назначении руководителей будет принимать он лично.
Впрочем, назначение самого Романа Трубы уже пытаются оспорить. Руководитель департамента спецрасследований Генпрокуратуры Сергей Горбатюк планирует обжаловать в Верховном суде решение комиссии о недопуске его к конкурсу на должность директора ГБР.
Горбатюк утверждает, что отказали ему под предлогом нарушения сроков подачи заявки, но сама комиссия не предоставила ответа вовремя, якобы проявив длительную бездеятельность. По его мнению, во время голосования за главу ГБР было много обстоятельств, которые указывали, что «нет свободного выбора».
Напомним, что директора ГБР и его заместителей конкурсная комиссия выбрала 16 ноября 2017 года. Новоизбранный председатель Роман Труба заявил, что запустить полноценную работу ГБР он сможет до июля 2018 года. Но в апреле Роман Труба заявил, что запуск работы подконтрольного ему ведомства намеренно затягивают.
В ту пору политолог Кирилл Молчанов отмечал, что развернулась борьба за контроль над новым силовым органом. «Власть хочет, чтобы все было аффилированно с Администрацией Президента. А так называемые «еврооптимисты» и стоящие за ними западные партнеры сами хотят получить влияние на формирование бюро и контроль над ним», — говорил он.
ГБР должно начать первые расследования 1 сентября. К началу 2019 года первые уголовные производства должны быть направлены в суд, а к началу 2020 года – планируется получить по ним первые судебные приговоры. Такие сроки записаны в стратегической программе деятельности ГБР.
Не сорвут, так затянут
Закон о Госбюро расследований был принят Верховной Радой 2 ноября 2015 года. Он был частью так называемого пакета безвизовых законов. Президент подписал его в январе 2016 года, а 1 марта 2017 года документ вступил в силу.
В госбюджете 2017 года на ГБР было выделено 640 млн гривен. В декабре 2017 года Кабинет министров утвердил бюро, согласно решению КМ сотрудников бюро будет 1500 человек. В бюджете на 2018 год расходы для обеспечения деятельности органа предусмотрены в сумме 651,5 млн гривен.
В законе о ГБР содержится норма, рекомендующая формировать бюро за счет штатной численности следственных подразделений Генпрокуратуры, Национальной полиции и других органов государственной власти, противодействующих преступности.
Сообщалось, что более 40% претендентов на руководящие должности в Государственном бюро расследований Украины являются представителями действующих правоохранительных органов.
Но нардеп Мустафа Найем утверждает, что в списках есть около десяти человек, в отношении которых есть предостережения со стороны общественности. Дескать, большинство из них не могут объяснить происхождение своих состояний.
«Есть люди, которые брали у неизвестных лиц сотни тысяч долларов. Также есть те, которые не подтверждают свои поместья, автомобили и доходы родственников, которые всегда работали на государственной службе и не имели никакого отношения к бизнесу. Но вдруг оказывались в больших домах с тремя, четырьмя машинами, которые стоят более полумиллиона долларов», – подчеркнул Найем в СМИ.
Затем Консультативная миссия ЕС заявила, что приняла во внимание такие сообщения. «Речь идет о существенных нарушениях прав человека, к которым, как утверждается, причастны некоторые кандидаты, а также об их возможной причастности к коррупционным правонарушениям и сомнениях в добропорядочности», — говорится в заявлении.
Эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Банчук заявил в СМИ, что формирование бюро может затянуться.
«Беспокойство внешней комиссии не изменит процесс запуска ГБР. Конечно, лучше, чтобы конкурсная комиссия провела все конкурсы на все должности вовремя, но очевидно, что быстро этого не произойдет», — сказал он.
Также он выразил уверенность, что расследования в полном объеме вряд ли начнутся в сентябре.
«Если и можно начать первые расследование осенью, то в очень ограниченном порядке. Точно не в сентябре, скорее, конец октября — ноябрь. Все не так быстро будет происходить, как хотелось бы», – цитируют Банчука СМИ.
Следует отметить, что ГБР создается, чтобы вывести функцию следствия из прокуратуры и создать единый орган, который будет заниматься расследованием. Только ГБР имеет право заниматься расследованием преступлений, совершенных высшими государственными чиновниками, членами Центральной избирательной комиссии, депутатами Верховной Рады, руководством Генеральной прокуратуры, главой Национального банка, судьями, правоохранителями и чиновниками антикоррупционных органов (НАБУ, САП и др.)
Впереди – формирование штата рядовых сотрудников, но в закон о ГБР забыли включить должность оперуполномоченного. 17 мая Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, исправляющий эту ошибку. Законопроект был включен в повестку дня 12 июля. Но до обсуждения депутаты не дошли. Поэтому формирование оперативного состава ГБР откладывается на осень.