С 2016 года в Украине на законодательном уровне изменились принципы взаимодействия жильцов многоэтажек и коммунальных организаций. Граждане получили право самостоятельно определять обслуживающую дом коммунальную организацию. Некоторые владельцы квартир, учитывая подорожание услуг ЖКХ, пробуют контролировать их качество и вести диалог с коммунальщиками. Но оказалось, что ни НКРЭКУ, ни судебная система, ни общественные организации к такому повороту не готовы. Корреспондент ГолосUA выяснял, какие сложности могут возникнуть на пути борьбы за права потребителей коммунальных услуг.
Несовершенство коммунальных услуг
Исследование темы качества услуг ЖКХ в Украине натолкнуло автора этой публикации на мысль, что рано или поздно украинцам придется более тесно общаться с коммунальщиками и госорганами по теме качества этих самых услуг. Причин тому, как минимум, три.
Во-первых, в Украине может сократиться количество семей, получающих коммунальные субсидии. Об этом в июне 2017 года сообщил представитель Минфина, Сергей Марченко. По его словам, в госбюджете Украины возник дефицит средств на выплату льгот и субсидий поставщикам и потребителям услуг ЖКХ в размере 33 млрд гривен. То есть государство сократит список получающих помощь от государства на бытовой комфорт и, как следствие, придется искать пути сокращения затрат на «коммуналку».
Во-вторых, на данный момент Нацкомиссия, регулирующая тарифы в электроэнергетике (НКРЭКУ), не может обосновать их с экономической точки зрения и это значит, что мы, скорее всего, переплачиваем государству за бытовые удобства. Такое мнение ГолосUA сообщила правозащитник, генеральный директор Управляющей компании «Союза собственников жилья Украины», член общественного совета при Голосеевской районной в Киеве государственной администрации Леля Пальчикова-Козуб.
«В соответствии со статьей 13 закона «О ценах и ценообразовании», орган, который утверждает тарифы от имени государства, обязан проверить и доказать экономическое обоснование, обнародовать это обоснование, а в данном случае этого нет и быть не может, цены на коммунальные услуги повышают искусственно!», — говорит она, утверждая, что коммунальные тарифы по состоянию на июнь 2017 года, все еще не имеют экономического обоснования.
В-третьих, принят закон о коммерческом учете коммунальных услуг. Этот закон позволяет поставщикам услуг ЖКХ включать в тариф многие компоненты, которых раньше не было. Например, если в многоэтажном доме из 1000 кубометров воды, поставленной коммунальщиками, потребили только половину, за остальную половину тоже придется заплатить. Те, у кого счетчики, заплатят по этим показателям, а квартиры без счетчиков – и за воду, которой они не пользовались. Так что грядет очередное подорожание…
Итак, есть, как минимум, три причины выяснить, что собой представляет качество услуг ЖКХ в Украине и начать бороться за это качество. То есть требовать этого от поставщика.
При этом, как пояснила ГолосUA Леля Пальчикова-Козуб, есть еще одна немаловажная причина вникнуть в тему качества «коммуналки». «Питьевой воды, которая поставляется нам в краны, в Украине давно нет, она исключительно техническая. Нас убеждают в том, что это не так, но с каждым годом появляется все больше бюветов и пунктов, продающих питьевую воду», — сказала она. Правозащитник сослалась на документы о нормативах, которые она получила для ознакомления в НКРЭКУ.
Эксперт пояснила: эти документы содержат сотни страниц и написаны сложным профессиональным языком с использованием специфической терминологии, которую обычные люди – без технического, юридического образования – просто не поймут.
Подобная ситуация и с нормативными документами на тарифы по горячей воде и отоплению.
«Сложность расчета коммунальных услуг заключается в том, что документы с нормативами, определяющими например, стоимость 1 гигакалории горячей воды или отопления, написаны сложным языком и занимают несколько сотен страниц. То есть обычные люди не разберутся сами с этой терминологией. Стоимость единицы тепла — 1 гигакалории – рассчитываются, и коммунальными, и коммерческими предприятиями–поставщиками тепла и горячей воды на основе расчетов, якобы согласованных с органами местного самоуправления и утвержденных НКРЭКУ. В цену 1 гигакалории входит стоимость газа и электроэнергии, ремонт оборудования и сетей, зарплаты персонала, расходы на инвестиционные программы, текущие расходы и тому подобное.
Услуги ЖКХ низкого качества стоят дешевле
Правозащитник Л. Пальчикова-Козуб также говорит, что услуги ЖКХ ненадлежащего (низкого) качества стоят дешевле. Соответственно, если потребитель сможет в суде доказать, что качество холодной, горячей воды, газа, отопления, электроэнергии было фактически ниже, чем предусмотрено нормативами, то это будет основание требовать снижения тарифов. Но перед тем, как идти в суд, нужно составить акт о ненадлежащем качестве услуг ЖКХ или об отсутствии поставленных коммунальных услуг.
«Сложилась практика, что составлять акты может соответствующая обслуживающая организация или компания, которая непосредственно оказывает эти коммунальные услуги. Это ОСМД, ЖЭК, управляющие организации, ‘энергетической компании, водоканалы, газовые конторы, иначе перерасчета не предоставят за не оказанные услуги. Если же акт составлен жильцами или общественной организацией, практика показывает, что их легитимность можно доказать только в судебном порядке. Для чего нужны акты? Они помогут установить, предоставлялись ли надлежащего качества услуги, и оказывались ли они в полном объеме. Если нет, то нужно требовать перерасчет», — говорит она.
При этом важно знать: нормы качества услуг ЖКХ определены законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах». В соответствии с документом, через две минуты после открытия крана температура воды должна колебаться в пределах 50-75 градусов. Если температура горячей воды — 45-49 градусов, платить за нее можно на 10% меньше.
Если действующий тариф «Киевэнерго» — 83,1 гривны за кубометр горячей воды, то согласно утвержденным Кабинетом министров нормативами, семья из трех человек за месяц использует 4,8 кубометров горячей воды. Если температура воды, например, не 50, а 49 градусов, вместо 398,8 гривен можно заплатить 358 гривен (на 10% меньше). Если температура в кране от 40 до 44 градусов — можно платить на 30% меньше, то есть 279,1, а не 398,8 гривны. Если температура ниже 40 градусов — за горячую воду можно платить по тарифу на холодную воду.
Нормативы для горячей воды: 50-75 градусов — платить 100% тарифа, 45-49 градусов — платить 90%, 40-44 градуса — платить 70%. Меньше 40 градусов — платить по тарифу на холодную воду.
То есть если доказать низкое качество услуг ЖКХ, можно неплохо сэкономить. Это четвертая причина вникнуть в тему.
Но объем поставленных услуг надо доказать – не только актом, но и показаниями счетчика. О счетчиках говорит и призывает их устанавливать вице-премьер Геннадий Зубко. В июне он заявил: "После установки счетчика потребитель будет получать счета только за реально потребленные ресурсы. Учет позволит контролировать энергопотребление, стимулировать к экономному использованию тепла и воды, энергоэффективности. И так будет влиять на уменьшение коммунальных платежей ".
Но, например, жители Днепра на теме счетчиков, что называется, обожглись. Так, за апрель 2017 года они получили платежки за газ со стоимостью потребленного газа для каждой отдельной квартиры, превышающей две тысячи гривен, что было в 10 раз больше обычной стоимости. Жители одного из домов на Донецком шоссе, 119, рассказали: такие платежки они получили после того, как решили установить в каждой квартире газовые счетчики. До того на дом газовая служба установила свой прибор учета. А когда жители Днепра обратились в «Днепрогаз» за разрешением для установки внутриквартирных счетчиков, то им начали присылать платежки с завышенными суммами. Руководство «Днепрогаза» заявило: в платежках указаны ошибочные суммы за газ, связанные со сбоем в работе счетчиков. Поэтому за апрель людям вышлют новые квитанции по нормам потребления, утвержденным Кабмином.
В коммунальном предприятии также заявили, что вернут переплату жильцам.
Однако люди сомневаются в том, что недоразумение разрешится с учетом их интересов, поскольку, по их словам, сбои в работе счетчиков «Днепрогаза» происходят периодически в разных домах и стали довольно частым явлением.
Тернистый путь поиска коммунальной истины
Итак, счетчики, случается, «врут». Порой в такой ситуации добиться перерасчета стоимости услуг ЖКХ можно только в судебном порядке, говорят юристы. Вот, кстати, пятая причина начать интересоваться качеством «коммуналки» и своими правами как потребителей этих услуг.
Некоторые украинцы идут за помощью к общественным организациям. Об этом весной 2017 года сообщил журналистам нардеп ВРУ II созыва Дмитрий Степанюк. По его словам, в Украине есть общественные организации, которые готовы помочь потребителям услуг ЖКХ разобраться с ситуацией, с реальной стоимость коммунальных услуг и организовать проверку качества газа, электроэнергии, ГСМ.
«Но в нашей стране таким организациям буквально не дают работать. Зафиксированы атаки правоохранителей на общественные организации, которые пытаются заниматься этими вопросами. У одной общественной организации, как я знаю, безосновательно забрали печать, а без печати они не могут осуществлять свою деятельность», — сказал Д.Степанюк.
Есть и мнение, что общественные организации в рамках действующего украинского законодательства не имеют права вмешиваться в процесс определения качества услуг.
«В Украине многие общественные организации, хотя и являются экспертами в сфере качества услуг ЖКХ, но у них нет полномочий по составлению актов, подтверждающих качество коммунальных услуг или их отсутствие», — комментирует правозащитник Л. Пальчикова-Козуб.
А экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко уверен, что лишь единицы жителей Украины вникают в вопрос качества коммунальных услуг.
«Украинцы обращаются в общественные организации для определения качества услуг ЖКХ редко. Это скорее, исключение. Я знаю, в Запорожье добиваются качества газа, установки счетчиков. Но ты попробуй добиться защиты прав потребителей. Я как представитель Спилки хожу на суды по 15 раз в месяц, они длятся по 3-4 часа. А если люди работают, днем они заняты, у них столько времени. Хорошо, что у меня есть источник дохода помимо работы. И потом с той стороны – в штате, например, «Нафтогаза», «Киевэнерго» работают десятки юристов за хорошие деньги, очень хорошие деньги. Попробуйте им противостоять», — высказал мнение ГолосUA он.
Эксперт также считает, что государство поставило украинцев в такие условия, когда люди должны выполнять функцию государства – в частности, беспокоиться, о качестве коммунальных услуг.
«Я не согласен с заявлениями чиновников о том, что украинцы должны начинать защитой своих прав, изучать качество ЖКХ, взваливать на себя заботы, которые должно решать государство. Но государство самоустранилось от решения этих вопросов», — говорит он.
Экс-нардеп Д. Степанюк считает, что нынешняя ситуация в сфере ЖКХ – это следствие действий компаний-монополистов, на которые обычные граждане повлиять не могут, а государство не хочет. «Полностью потерян государственный контроль над энергорынком, а монополисты что хотят – то творят. Хотят — ставят счетчики на весь дом, хотят – требуют установки в квартирах», — говорит он.
Юрист Андрей Меркулов считает, что каждый новый закон, касающийся коммунальной сферы, ухудшает положение потребителей.
«Хотелось бы верить, что Верховная Рада примет законопроект 1581 от 2015 года «О жилищно-коммунальных услугах» во втором чтении – и жизнь потребителей услуг ЖКХ изменится к лучшему. Но, думаю, не изменится. Как считают специалисты Главного юридического управления парламента, не обязывает Кабмин «помогать созданию исполнителями коммунальных услуг и управителями систем управления качеством этих услуг на базе национальных или международных стандартов». То есть украинские чиновники не обязаны внедрять какие-либо стандарты в сферу ЖКХ и не обязаны контролировать исполнение этих стандартов коммунальными предприятиями. Это значит, услуги ЖКХ в Украине будут по качеству такими, какими их видит предприятие-поставщик, а не государство», — говорит юрист.
С чем в суд пожалуем
Итак, есть юридически закрепленная процедура проверки качества услуг ЖКХ, но нет доступных для обычных граждан документов с нормативами по этому самому качеству. И нет времени ходить по судам, а общественные организации не имеют полномочий составлять акты о качестве «коммуналки». При этом в интернете есть контакты юристы, которые готовы бесплатно, на общественных началах консультировать граждан об их потребительских правах и просвещать на тему услуг ЖКХ. Например, управляющая компания «Союза собственников жилья Украины», «Союз собственников жилья».
Но при этом к юристам нужно идти с достаточно конкретными вопросами – и знать, кто является поставщиком услуг в ваш дом, кто с юридической точки зрения должен отвечать за качество этих услуг, советует юрист А. Меркулов.
«Поэтому нужно хотя бы раз в неделю смотреть сайты Кабмина, Рады, и увидев словосочетание «коммунальные услуги», вчитываться в документы. Пока люди не захотят обрести правовую грамотность, их не будут к этому принуждать, но их права будут нарушаться», — говорит он.
А экс-министр ЖКХ А. Кучеренко считает: «В Украине нужно внедрить институт омбсудсмена по защите прав потребителей, сделать защиту прав потребителей системным явлением».
Согласитесь, «гуртом і батька легше бити». Но захочет ли государство, которое и так уже отстранилось от темы качества услуг ЖКХ, инициировать создание института омбудсмена и начать защищать права потребителей? Навряд ли…
Однако граждане могут заставить государство работать на их интересы. Возможности для этого есть, и начинать нужно с повышения собственной правовой грамотности. То есть ходить, как на работу, на соответствующие веб-сайты и мониторить обновление новых законопроектов, приказов, указов, то есть контролировать, советуют юристы.
Кстати, на сегодняшний день в административном суде рассматривается иск против НКРЭКУ, касающийся отмены решений комиссии о повышении тарифов на горячую воду, говорит правозащитник Л. Пальчикова-Козуб. Значит, кто-то делает первые шаги на пути защиты потребителей услуг ЖКХ…