Тарас Корпан
16:00 16/08/2018

Борьба за расследования:  Контроль власти выхолащивает ГБР

Контролировать работу ГБР будут «проверенные кадры» Генпрокуратуры, а само бюро формируется непрозрачно, констатируют эксперты.  Они уверены, что сроки запуска органа срываются и подозревают, что ГБР повторит судьбу антикоррупционных органов, не показавших больших результатов.

Как представители  правящей верхушки отбирают тех, кто будет их ловить

Генеральный прокурор Украины создал Департамент процессуального руководства в уголовных процессах, подследственных Государственному бюро расследований (ГБР).  Отбирали прокуроров безо всякого конкурса.

Об этом в СМИ заявил  Александр Леменов, главный эксперт Антикоррупционной группы РПР, StateWatch.  

«Очевидно, там должны быть только «проверенные кадры». Среди этого перечня находим целую плеяду известных прокуроров, которые засветились в публичных скандалах», — подчеркнул он.

В своей статье для влиятельного еженедельника ZN.UA  эксперт пояснил, что генпрокурор Юрий Луценко ликвидировал в структуре ГПУ Департамент процессуального руководства в уголовных производствах следователей центрального аппарата и Управления надзорной деятельности в уголовных производствах следственных органов прокуратуры Главного следственного управления.

А в начале июля был издан указ, которым закреплено не только структуру вышеупомянутого департамента, но и определен количественный состав новообразованного подразделения. Теперь ГБР в расследованиях будут направлять 188 сотрудников ГПУ.

 Примечательно, что отобранные не по конкурсу прокуроры будут осуществлять надзор за работой  сотрудников ГБР, которых отбирают на конкурсной основе. Впрочем, в прозрачности отбора сотрудников тоже закрались сомнения.

В расследовании программы  «Схемы» сообщается, что финальный этап конкурса на руководящие должности ГБР происходил непрозрачно, а работа комиссии выглядела формальной.  Члены комиссии рассказали журналистам, что накануне финального открытого голосования в СМИ был обнародован список победителей с указанием должностей.  А на следующий день члены комиссии избрали большинство из списка.

В расследовании говорится, что собеседования с кандидатами в среднем продолжались до 7–8 минут. А за некоторых победителей голосовали члены конкурсной комиссии, которые не ходили на собеседования с ними.

Журналисты утверждают, что члены конкурсной комиссии состоящей из представителей Президента, Верховной Рады и Кабмина, не стали уточнять источники доходов кандидатов, которые задекларировали крупные суммы.  А также указывают, что  критерии отбора, якобы, были нечетко прописаны.

Следует отметить, что ГБР должно начать первые расследования 1 сентября. К  началу 2019 года первые уголовные производства должны быть направлены в суд, а к началу 2020 года – планируется получить по ним первые судебные приговоры. Такие сроки записаны в стратегической программе деятельности ГБР. Но еще весной раздались голоса о специфическом процессе отбора. Так, в апреле директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик отмечал:  «Конкурсная комиссия  сформирована таким образом, что учитывает только мнение прокуратуры,  Администрации Президента, МВД и СБУ…. у меня есть много вопросов в отношении того, как формируется комиссия по отбору сотрудников ГБР и проводится собеседование. Проходит не собеседование, а встреча хороших знакомых».

Кулик констатировал, что  ГБР должно проводить следствие в отношении высшего состава полиции, прокуратуры и СБУ.  Так же под его юрисдикцию подпадает НАБУ.

В сентябре не заработает — нет оперуполномоченных

Глава ГБР Роман Труба заявляет, что бюро будет заниматься расследованием всех уголовных производств касательно чиновников высокого ранга, правоохранителей и судей, кроме тех, которыми уже занимаются в НАБУ. Кроме того, в компетенцию ГБР будут переданы  военные преступления.

«С началом работы ГБР завершается модернизация правоохранительной системы», — заявляет он.

Отметим, что ГБР создается, чтобы вывести функцию следствия из прокуратуры и создать единый орган, который будет заниматься расследованием. На бумаге бюро существует уже два года. Закон о ГБР принят в ноябре 2015 году, а вступил в силу 1 марта 2016 году.

В  госбюджете-2017 года ГБР было выделено 640 млн. гривен.  Но только в конце 2017 года конкурсная комиссия избрала Романа Трубу директором. Кабинет министров утвердил штат бюро, согласно которой сотрудников бюро будет  1 500 человек. А в  бюджете на 2018 год  были предусмотрены расходы для обеспечения деятельности  ГБР в сумме 651,5 млн. гривен.

20 ноября 2017 года Генеральная прокуратура  передала свое право начинать расследования  ГБР.  ГБР поучило эксклюзивное право заниматься расследованием преступлений, совершенных высшими государственными чиновниками, членами Центральной избирательной комиссии, депутатами Верховной Рады, руководством Генеральной прокуратуры, главой Национального банка, судьями, правоохранителями и чиновниками антикоррупционных органов.

Однако в начале августа Роман Труба заявил, что ГБР не будет завершать расследование дел, начатых Генеральной прокуратурой. Дескать, производства в бюро будут начаты с «чистого листа».

Он пояснил, что расследовать дела будут те следователи, которые этим и занимались сначала. «Законодатель определил время, в течение которого следователи прокуратуры имеют возможность завершить досудебное расследование, — это два года. На самом деле за этот период можно завершить расследование любого по сложности, многоэпизодного уголовного дела», — отметил директор бюро.

Политический эксперт Александра Решмедилова считает, что ранее анонсированный Трубой старт начала работы ГБР осенью этого года  не позволяет ждать скорых результатов.

«Анонсированный старт вовсе не означает запуск. Для того, чтобы структура полноценно заработала, нужно набрать компетентный персонал и проверить его в работе. А для этого нужно на 1-2 года, а 5 лет, чтобы полноценно оценить результаты её работы», — считает политолог.

Эксперт отметила, что предыдущие структуры, такие как НАБУ, САП, НАПК показали «фейковый характер», поскольку за все время своего существования так и не смогли прийти к значительным результатам, и не  выполнили тех задач, которые на них возлагались.  

Следует отметить, что пока руководящий состав ГБР формируется, набор штата рядовых  сотрудников еще впереди.

В законе о ГБР забыли включить  должность оперуполномоченного. 17 мая Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, исправляющий эту  ошибку. Законопроект  был включен в повестку дня 12 июля. Но до обсуждения депутаты не дошли. Поэтому формирование оперативного состава ГБР откладывается на осень.

Политолог Руслан Бортник прогнозирует новый этап борьбы за влияние над ГБР.  «Продолжается подковерная борьба за расширение полномочий ГБР, поскольку оно сегодня забирает функции следствия, прокуратуры, МВД и частично НАБУ», — казал он.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читайте также по теме