Блок Петра Порошенко и «Народный фронт» не пройдут в Раду, объединившись, но могут бороться за мандаты в мажоритарных округах — считают эксперты. Они ожидают торпедирования со стороны пропрезидентских сил в парламенте пропорциональной избирательной системы с открытыми списками.
«Народный Фронт» снова под прицелом
Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) сообщило, что направляет запросы в разные страны мира для «разоблачения топ-коррупционеров». В Бюро отметили, что рекордсменами по количеству запросов, направленных НАБУ в другие государства, является дело о завладении средствами ГП «Восточный горно-обогатительный комбинат» (53 запроса) и нанесение убытков ГП «Объединенная горно-химическая компания» (19 запросов).
Упомянутые предприятия фигурируют в деле экс-депутата от «Народного фронта» Николая Мартыненко, которого называют «кошельком» партии. Его подозревают в завладении средствами предприятий, Мартыненко грозит до 12 лет лишения свободы.
Сообщение НАБУ было обнародовано 16 марта. А 18 марта появилось интервью беглого нардепа Александра Онищенко, который заявил, что создав проблемы Николаю Мартыненко, президент Петр Порошенко отрезал основную часть финансирования «Народного фронта» — партии экс-премьера Арсения Яценюка.
Дескать, Порошенко попросил Мартыненко рассказать о своем бизнесе в области атомной энергетики. «За два дня Мартыненко всем поделился, и они договорились о партнерстве. И после этого приехали СБУ с НАБУ и перерыли все документы», — сказал Онищенко.
Как известно, в декабре 2016 г. в статье The Independent Онищенко утверждал, что по просьбе некоего высокопоставленного чиновника в течение 10 месяцев осуществлял дискредитацию политсилы Яценюка, тратя на это 3 миллиона долларов в месяц.
Теперь Онищенко добавляет подробности: «Порошенко утверждал, что Яценюк коррупционер. Что именно он сидит на схемах, и мы должны их искоренить. Я слепо верил его словам. Был готов и в огонь, и в воду за него. Только со временем я разглядел его другие качества».
20 марта с СМИ появилась информация о провале переговоров по объединению Блока Петра Порошенко и «Народного фронта», якобы из-за того, что премьер-министр Владимир Гройсман отказался участвовать в переговорах по объединению БПП и НФ в единую партию власти.
Дескать, В начале 2018 года в переговорах появились еще две стороны: мэр Киева Виталий Кличко и премьер-министр Владимир Гройсман. Якобы, Гройсман должен был возглавить объединение. А квоты должны были быть распределены следующим образом – 50% БПП, 30% «Народный фронт» и 20% Гройсман. В квоту Порошенко входила так же доля Кличко.
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник не доверяет сообщениям о процессе объединения БПП и НФ. Он заявляет: ««Народный фронт» Петру Порошенко не нужен. Ему не нужны Аваковы, Яценюки и Турчиновы. Они никакой роли не играют в следующем политическом цикле. Они не являются важными звеном связи с западными партнерами. На них смотрят как на лишний довесок и балласт, от которого нужно освободиться».
Руководитель Аналитического центра «Третий Сектор» Андрей Золотарев считает объединение БПП и НФ бессмысленным. «В формате такой мегапартии есть ряд токсичных фигур. Антирейтинг Порошенко приближается к уровню ненависти, то же самое и по Яценюку, стремительно становится токсичным Аваков. Без этих токсичных фигур, перспектива может и была бы. Но сейчас отравление организма гарантированно», — заявил он в СМИ.
В Раду по «мажоритарке»
Опрос, проведенный компанией GFK по заказу Агентства США по международному развитию USAID свидетельствует, что БПП на четвертом месте по популярности , а НФ на 17-м.
Согласно GFK, рейтинг поддержки Блока Петра Порошенко составляет 5%, (при личном рейтинге Главы государства в 14%). Партию власти обходят «Батькивщина», «Оппозиционный блок» и партия «За жизнь».
А Рейтинг «Народного фронта»- составляет 1%. При этом наибольший антирейтинг у главных представителей НФ в лице экс-премьера Арсения Яценюка, главы МВД Арсена Авакова и секретаря СНБО Александра Турчинова.
Нынешний пятипроцентный проходной барьер «Народный фронт» не преодолевает, а БПП преодолевает с трудом. Сейчас, как известно, украинский парламент формируется по смешанной системе — половину мест занимают депутаты, избранные по спискам партий, и половину- депутаты, победившие в избирательной гонке в мажоритарных округах. При этом партии имеют возможность выдвигать как кандидатов «списочников», так и «мажоритарщиков».
Партии, которые не преодолели проходной барьер, все равно могут быть представлены в Раде несколькими депутатами. Пример — партия «Свобода», которая не прошла в раду VIII созыва имеет там 6 депутатов.
Все партии , заключившие коалиционное соглашение в 2014 году, обещали принять новый избирательный кодекс. И в ноябре прошлого года в первом чтении был принят законопроект о новом «Избирательном кодексе Украины». Он вводит пропорциональную избирательную систему с открытыми списками и понижает проходной барьер с 5% до 4%.
Предполагается, что избиратель будет голосовать не только за партию и кандидата, но и определять их порядковый номер по количеству голосов, отданных за кандидата, будет определяться его место в списке партии, если та одолеет проходной барьер для прохождения в парламент.
Вопрос проходного барьера оставили для дискуссий ко второму чтению, когда должно быт решено какой барьер установить : 5%,4% или 3%. Но эксперты сомневаются, что новый «Избирательный кодекс» будет принят.
«Вы, конечно будете смеяться»
Директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков констатирует: «Избирательная реформа невыгодна слишком многим политическим силам». Эксперт указывает, что новшества невыгодны не только мажоритарщикам, которые теряют контроль над своими округами, но и руководству политических сил , поскольку они теряют монополию — полный контроль над избирательными списками.
Срыв избирательной реформы будет означать, что парламентские выборы по-прежнему будут проходить по смешанной системе, «Поэтому Верховная Рада по максимуму будет пытаться затянуть эту реформу, и, вполне вероятно, что выборы пройдут по старым правилам», — считает эксперт.
Отметим, что Венецианская комиссия не рекомендует вносить какие-то изменения в избирательное законодательство за год до выборов, а парламентские выборы намечены на октябрь 2019 года.
То, что избирательная система останется старой предполагает политолог Дмитрий Джангиров. Он изучил социсследование «Барометр громадських настроїв» за февраль 2018 года авторства «Института стратегических исследований и прогнозов «Янус». Среди учредителей института – Игорь Грынив, главный политический консультант Президента Петра Порошенко и политический технолог партии Блок Петра Порошенко «Солидарность» (БПП).
«Вы, конечно, будете смеяться, но…. за три месяца – с ноября 2017 года по февраль 2018 года – доля украинцев, поддерживающих смешанную избирательную систему (с ремаркой – «как сейчас») выросла на 20% – с 26.5% до 46.2%», — пишет Джангиров в своем блоге.
«В выводах четко указывается: «Очевидно, украинцы не готовы к голосованию на выборах исключительно за списки политических партий». Ну, а раз это «очевидно», то можем ожидать торпедирования со стороны пропрезидентских сил в парламенте пропорциональной избирательной системы с открытыми списками, неожиданно проголосованной в первом чтении. Несмотря на то, что данную систему лоббируют представители США и ЕС», — подчеркивает политолог.