При упоминании трех букв «БТИ» многие украинцы, столкнувшиеся с необходимостью оформлять документы на недвижимость, невольно содрогались. Огромные очереди, бюрократию и бумажную волокиту раз и навсегда пообещал ликвидировать Президент. Над созданием «единого окна» самоотверженно трудилось правительство весь прошлый год. К концу 2012-го глава «Укргосреестра» Леонид Ефименко отрапортовал: люди обучены и переучены, Реестр готов… Более того, как предполагалось, передача функций БТИ новой службе позволит еще и существенно снизить стоимость услуг по оформлению бумаг на недвижимость. Ведь ранее коммунальные структуры БТИ считались наиболее прибыльными. К сожалению, хорошая инициатива на практике оказалась неосуществимой. Или же изначально была не очень хорошей?
ПРИЙТИ В 7 УТРА И СБЕГАТЬ ЗА ДВЕ ОСТАНОВКИ ОПЛАТИТЬ КВИТАНЦИИ
Несмотря на будний день, да и самое рабочее время — 11 утра, в приемной регистрационной службы Киева не меньше сотни посетителей. На лицах людей полнейшее недоумение, растерянность, раздражение и усталость. Несколько окошек для приема документов. Огромные информационные стенды с текстами, отпечатанными мелким шрифтом – ничего не разобрать. Возле одного из окошек – активистка со списком. «Девушка, записывайтесь – номера 131 и 132 свободны, — обратилась ко мне женщина. – А 64 и 65 готовимся».
Как рассказали люди в очереди, чтобы быть первыми, особо занятые приходят к 7 утра, а то и раньше. В любом случае, часа 2-3 в очереди провести придется. При этом – жалуются посетители — консультантов в зале нет. Все справки – в рамках полномочий и собственной культуры, конечно же, — дает охранник возле проходной, отделяющей приемную от администрации. Люди стоят в очереди, чтобы попасть к регистратору в окошке и у него уже на месте выяснить, какие документы нужны и что писать в заявлении. Даже образец заявления администрация госрегистратора умудрилась вывесить на «информационном» стенде незаполненный. Таким образом, аудиенция у специалистов затягивается на 20-30 минут. А перед тем нужно еще взять квитанции на оплату услуг и сбегать за две остановки к ближайшему отделению банка, чтобы их оплатить.
ТЕПЕРЬ ЗАРАБАТЫВАЮТ ЧАСТНЫЕ НОТАРИУСЫ
Самое интересное, что нет в новом учреждении и самих бланков заявлений. Их предлагают либо распечатать, предварительно скачав с сайта Госреестра, либо же (что более вероятно для большинства посетителей) — купить в соседнем здании под вывеской «Ксерокс» за 3 грн. Причем некоторым может понадобиться сразу несколько таких бланков – ведь ошибки не исключены.
Вызывает недоумение и стоимость услуг. Как обещали чиновники ранее, с введением новой структуры оформление документов станет дешевле. И действительно: ранее услуги по получению свидетельства на недвижимость стоили от 356 грн до 556 грн. Сейчас же оплачивается фиксированная плата – 119 грн за регистрацию прав и оформление свидетельства и 120 грн за выписку из Реестра, то есть всего 239 грн. Но это не все. Согласно новому законодательству, плата за оформление недвижимости взимается отдельно с каждого собственника. Так, если у квартиры 5 владельцев, то за ее регистрацию они должны будут выложить не 239 грн, а почти 1200 грн!
В случае же обращения к частным нотариусам стоимость оформления документов, по предварительным оценкам, увеличится минимум на 2,5 тыс. грн. В частности, если выписку из Единого государственного реестра будет брать нотариус, за свои услуги он потребует от 1 тыс. грн – в Киеве и от 1,5 тыс. грн – в других городах Украины. Так уже сложилось, что столичные нотариусы ценят свои услуги скромнее коллег из регионов.
ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ НЕ ТОЛЬКО В СТОЛИЦЕ
Не лучше ситуация в областях и с работой госструктур. Житель Симферопольского района, пенсионер Анатолий Болгов при оформлении госакта на землю неоднократно сталкивался с проблемой очередей в БТИ. «С населением они работают только два дня в неделю: во вторник и четверг. Для того, чтобы попасть в кабинет, я занимал очередь в четыре утра и был уже десятым. Пришедшие позже рискуют вообще простоять впустую — за день обслуживают человек двадцать пять, не больше», — жаловался мужчина. К сожалению, скорость оформления документов, как и график работы госучреждений, не изменилась и с появлением новых структур. В кабинетах регистрационных центров по-прежнему столпотворение.
В Донецке также население жалуется на очереди. Люди приходят к 6 утра, и в момент открытия Центра их собирается под сотню-две. А после 9 часов посетители вынуждены тесниться в маленькой комнатушке, расположенной в здании Облэлектротранса.
Не спешат прийти на помощь жителям Донбасса и многочисленные нотариусы. «Я вообще, пока под любым предлогом отказываюсь от оформления таких сделок, – в частной беседе признался один из донецких нотариусов. – Прежде самому надо во всем до конца разобраться. Да руку набить. Ведь на некоторые договоры купли-продажи уходит по 6 часов: надо и с методическими рекомендациями свериться, и на «горячую» линию Минюста позвонить, и в бумагах порой черт ногу сломит. Поэтому, для надежности надо отправить человека свериться в БТИ». К тому же нотариусы не на шутку побаиваются уголовной ответственности. Теперь они головой отвечают за каждую запятую, внесенную в реестр.
Впрочем, чиновников не волнуют опасения нотариусов. В эфире одного из телеканалов идеолог реформы — глава Госслужбы по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Михаил Бродский уже пригрозил таким «боязливым» лишением лицензии.
Да и руководство «Укргосреестра» настаивает на том, что для отказов в регистрации прав собственности у нотариусов нет оснований. «Для работы нотариуса как государственного регистратора вся нормативно-правовая база принята: закон, постановления Кабмина и соответствующие подзаконные акты, приказы», — заверила замглавы Государственной регистрационной службы Инна Завальная.