Бюджет №13: печатный станок или налоговый ад

Очередной, 13-й по счету, государственный бюджет Украины, скорее, будет напоминать ненаучную фантастику, а не главный финансовый документ страны. Уже сейчас, опираясь на плановые экономические макропоказатели, заложенные в Бюджетной резолюции еще в конце мая т. г., можно с уверенностью сказать: бюджет-2013 выполнен не будет. Очевидно, понимая это, министр экономического развития и торговли Украины Петр Порошенко заявил в конце августа, что макропрогноз и на 2012-й, и на 2013 годы может быть пересмотрен по итогам анализа макропоказателей за девять месяцев текущего года. «Не исключаю, что по итогам девяти месяцев будут приняты соответствующие решения», – резюмировал он. Комментируя вероятность пересмотра макропрогноза на 2013 год, министр отметил: «До 15 сентября осталось ждать недолго. Мы соответствующие позиции разработали и подали заинтересованным министерствам перед вынесением на заседание правительства. И там предполагается в основном коррекция позиций по 2013 году»... 

Если сравнить плановые макропоказатели бюджетов на 2012-й и 2013 годы, то можно увидеть, что они вообще не согласованы (см. таблицу):

 — не может номинальный рост ВВП опережать реальный на величину большую, чем инфляция – в приведенных же данных разрыв в 6,1!  

— рост доходной части бюджета на 37,8% возможен или при росте ВВП на 33% или при резкой девальвации национальной валюты – примерно на 50%, или… при резком повышении налогов;

  • повышение госдолга всего на 2% – и это притом что Украина не может расплатиться вовремя за счет собственных средств ни по внешним, ни по внутренним долгам и вынуждена привлекать все новые кредиты. Только в июле Украина привлекла на внешних рынках около 2 млрд долларов США и планирует продолжать заимствования.  По данным Министерства финансов Украины, дефицит госбюджета по итогам января-июля 2012-го составил 16,94 млрд грн, увеличившись за июль на 10,23 млрд грн, по сравнению с 6,7 млрд грн в январе-июне. То есть, только за июль отрицательный баланс бюджета увеличился в 1,5 (!) раза.

Если же базовые макропоказатели настолько нереалистичны, то о чем можно говорить еще?

В первую очередь о том, как данное совместное фантазирование Кабмина и  Верховной Рады повлияют на простых граждан. Кому-то может показаться, что столь высокие материи его мало волнуют, тут бы со своим собственным бюджетом разобраться… Тем не менее, принятие нереалистичного госбюджета скажется на всех. Ведь все виды субсидий и социальной помощи, размеры минимальных зарплат и пенсий, уровень оплаты труда госслужащих – все это зависит от бюджета. Уменьшится плановый показатель инфляции – и индексация пенсий составит меньшую сумму. Возросла доходная часть бюджета без соответствующего роста ВВП – добро пожаловать в налоговый ад: с увеличением числа налогов, размера штрафных санкций и девальвацией гривни. Не выполняются плановые показатели? Значит, в бюджете образуется новая «дыра», которую будут закрывать, привлекая новые заимствования, или путем повышения налогов и сборов, а, может быть, и за счет «печатного станка».

Уже сейчас, используя официальную статистику, можно оценить объем тех финансовых проблем, которые ожидают Украину в ближайшем будущем. Согласно данным Госстата, с начала года в Украине дефляция — 0,2%. Напомним, что плановый показатель инфляции – 7,9% в год. Кабмин радостно рапортует о том, что «руина подолана, а стабильность досягнута», а также радует показателями наполняемости бюджета, которые вроде бы превышают плановые. Но… Снижение инфляции приведет и к снижению поступлений в бюджет, так как номинальный ВВП – будет меньше.

Если к концу года сохранится такая же дефляция, то ВВП недосчитается 120 млрд грн, а госбюджет – 40 млрд грн поступлений. И эти деньги придется где-то находить или… печатать. Доходы госбюджета за 7 месяцев достигли 186,58 млрд грн, или по 26,65 млрд грн в среднем за каждый месяц. То есть для выполнения госбюджета (370,4 млрд грн) на этот год, с 1 августа в бюджет должно собираться по 36,85 млрд грн ежемесячно (это на 28% больше, чем собирали за январь-июль). Это – нереально. А значит, план по доходам будет провален. Если же учесть дефляцию, то на плановые показатели страна не выйдет в принципе. А значит, в грядущем году нас снова ожидают манипуляции со статистикой и рост стоимости потребительской корзины на фоне якобы «отсутствия» инфляции. Так что бюджет №13 вполне соответствует имиджу «чертовой дюжины».

ДЛЯ CРАВНЕНИЯ

Что же заложено в бюджет-2013 и как эти показатели соотносятся с текущим годом

2012

2013

Рост, %

Валовой внутренний продукт номинальный

1 500 млрд грн

1687,8 млрд грн

12,5%

Валовой внутренний продукт реальный

100%

104,5%

4,5%

Индекс потребительских цен (инфляция)

7,9%

5,9%

-2%

Индекс цен производителей

9,4%

6,3%

-3,1%

Фонд оплаты труда наемных работников и денежного обеспечения военнослужащих

443,3 млрд грн

505,8 млрд грн

14,1%

Уровень безработицы, определенный по методологии Международной организации труда

7,2-7,7%

7%

-(0,2 – 0,7)%

Дефицит государственного бюджета

1,67% от ВВП, или 25,13 млрд грн

0,8-1% от ВВП, или 13,5-16,9 млрд грн

-39,5%, или -9,93 млрд грн

Доходная часть госбюджета

370,8 млрд грн

500 млрд грн

37,8%, или 129,2 млрд грн

Государственный долг

27,7% от ВВП, или 416 млрд грн

25% от ВВП, или 422 млрд грн

2%, или 8 млрд грн

Читайте также по теме