Очередной, 13-й по счету, государственный бюджет Украины, скорее, будет напоминать ненаучную фантастику, а не главный финансовый документ страны. Уже сейчас, опираясь на плановые экономические макропоказатели, заложенные в Бюджетной резолюции еще в конце мая т. г., можно с уверенностью сказать: бюджет-2013 выполнен не будет. Очевидно, понимая это, министр экономического развития и торговли Украины Петр Порошенко заявил в конце августа, что макропрогноз и на 2012-й, и на 2013 годы может быть пересмотрен по итогам анализа макропоказателей за девять месяцев текущего года. «Не исключаю, что по итогам девяти месяцев будут приняты соответствующие решения», – резюмировал он. Комментируя вероятность пересмотра макропрогноза на 2013 год, министр отметил: «До 15 сентября осталось ждать недолго. Мы соответствующие позиции разработали и подали заинтересованным министерствам перед вынесением на заседание правительства. И там предполагается в основном коррекция позиций по 2013 году»...
Если сравнить плановые макропоказатели бюджетов на 2012-й и 2013 годы, то можно увидеть, что они вообще не согласованы (см. таблицу):
— не может номинальный рост ВВП опережать реальный на величину большую, чем инфляция – в приведенных же данных разрыв в 6,1!
— рост доходной части бюджета на 37,8% возможен или при росте ВВП на 33% или при резкой девальвации национальной валюты – примерно на 50%, или… при резком повышении налогов;
- повышение госдолга всего на 2% – и это притом что Украина не может расплатиться вовремя за счет собственных средств ни по внешним, ни по внутренним долгам и вынуждена привлекать все новые кредиты. Только в июле Украина привлекла на внешних рынках около 2 млрд долларов США и планирует продолжать заимствования. По данным Министерства финансов Украины, дефицит госбюджета по итогам января-июля 2012-го составил 16,94 млрд грн, увеличившись за июль на 10,23 млрд грн, по сравнению с 6,7 млрд грн в январе-июне. То есть, только за июль отрицательный баланс бюджета увеличился в 1,5 (!) раза.
Если же базовые макропоказатели настолько нереалистичны, то о чем можно говорить еще?
В первую очередь о том, как данное совместное фантазирование Кабмина и Верховной Рады повлияют на простых граждан. Кому-то может показаться, что столь высокие материи его мало волнуют, тут бы со своим собственным бюджетом разобраться… Тем не менее, принятие нереалистичного госбюджета скажется на всех. Ведь все виды субсидий и социальной помощи, размеры минимальных зарплат и пенсий, уровень оплаты труда госслужащих – все это зависит от бюджета. Уменьшится плановый показатель инфляции – и индексация пенсий составит меньшую сумму. Возросла доходная часть бюджета без соответствующего роста ВВП – добро пожаловать в налоговый ад: с увеличением числа налогов, размера штрафных санкций и девальвацией гривни. Не выполняются плановые показатели? Значит, в бюджете образуется новая «дыра», которую будут закрывать, привлекая новые заимствования, или путем повышения налогов и сборов, а, может быть, и за счет «печатного станка».
Уже сейчас, используя официальную статистику, можно оценить объем тех финансовых проблем, которые ожидают Украину в ближайшем будущем. Согласно данным Госстата, с начала года в Украине дефляция — 0,2%. Напомним, что плановый показатель инфляции – 7,9% в год. Кабмин радостно рапортует о том, что «руина подолана, а стабильность досягнута», а также радует показателями наполняемости бюджета, которые вроде бы превышают плановые. Но… Снижение инфляции приведет и к снижению поступлений в бюджет, так как номинальный ВВП – будет меньше.
Если к концу года сохранится такая же дефляция, то ВВП недосчитается 120 млрд грн, а госбюджет – 40 млрд грн поступлений. И эти деньги придется где-то находить или… печатать. Доходы госбюджета за 7 месяцев достигли 186,58 млрд грн, или по 26,65 млрд грн в среднем за каждый месяц. То есть для выполнения госбюджета (370,4 млрд грн) на этот год, с 1 августа в бюджет должно собираться по 36,85 млрд грн ежемесячно (это на 28% больше, чем собирали за январь-июль). Это – нереально. А значит, план по доходам будет провален. Если же учесть дефляцию, то на плановые показатели страна не выйдет в принципе. А значит, в грядущем году нас снова ожидают манипуляции со статистикой и рост стоимости потребительской корзины на фоне якобы «отсутствия» инфляции. Так что бюджет №13 вполне соответствует имиджу «чертовой дюжины».
ДЛЯ CРАВНЕНИЯ
Что же заложено в бюджет-2013 и как эти показатели соотносятся с текущим годом
2012 |
2013 |
Рост, % |
|
Валовой внутренний продукт номинальный |
1 500 млрд грн |
1687,8 млрд грн |
12,5% |
Валовой внутренний продукт реальный |
100% |
104,5% |
4,5% |
Индекс потребительских цен (инфляция) |
7,9% |
5,9% |
-2% |
Индекс цен производителей |
9,4% |
6,3% |
-3,1% |
Фонд оплаты труда наемных работников и денежного обеспечения военнослужащих |
443,3 млрд грн |
505,8 млрд грн |
14,1% |
Уровень безработицы, определенный по методологии Международной организации труда |
7,2-7,7% |
7% |
-(0,2 – 0,7)% |
Дефицит государственного бюджета |
1,67% от ВВП, или 25,13 млрд грн |
0,8-1% от ВВП, или 13,5-16,9 млрд грн |
-39,5%, или -9,93 млрд грн |
Доходная часть госбюджета |
370,8 млрд грн |
500 млрд грн |
37,8%, или 129,2 млрд грн |
Государственный долг |
27,7% от ВВП, или 416 млрд грн |
25% от ВВП, или 422 млрд грн |
2%, или 8 млрд грн |