В своей Конституции, Украина задекларирована как «социальное государство». И хотя никто так и не смог объяснить, что же все-таки означает эта норма Основного Закона, практически каждое правительство декларировало повышение социальных стандартов. Нынешнее – не исключение. Тем не менее, даже поверхностный анализ проекта бюджета-2011, принятый Верховной Радой в первом чтении, показывает – существенного повышения уровня жизни не только не будет, а скорее произойдет его понижение. То есть – украинцы в 2011 станут беднее.
Начнем с макропоказателей бюджета. Инфляции ожидается на уровне 8,9%, размер фонда заработной платы планируют увеличить на 15,3%. Казалось бы – живи да радуйся. Доходы вроде как вырастут на большую величину, чем цены. Но не тут-то было! Во-первых, как показывает практика, официальный уровень инфляции имеет очень мало общего с реальным ростом цен на продукты питания, потребительские товары и услуги ЖКХ. К примеру, тарифы на ЖКХ увеличатся с 1 января 2011 годя на 35%, затем — с 1 апреля возрастет на 50% цена на газ для населения, а вслед за ней снова подорожают тепло и горячая вода. Также, правительство планирует увеличить в 2,5 раза стоимость электроэнергии – до 67 коп за 1 кВт/ч.
Во-вторых, минимальные зарплаты и пенсии вырастут очень ненамного: зарплаты всего на 63 грн за год (или на 6,6%), а пенсии – на 50 грн (или… на те же самые 6,6%). Поскольку средняя зарплата в Украине превышает минимальную всего в 2,4 раза, а средняя пенсия больше минимальной пенсии всего в 1,5 раза – то с таким ростом базового социального стандарта – особой прибавки ни к зарплате ни к пенсии ждать не следует.
С прожиточным минимум та же самая история – он вырастет всего на 6,6% и достигнет величины в 1004 грн для граждан трудоспособного возраста и 800 грн для пенсионеров. Как показал недавно проведенный независимыми профсоюзами социальный эксперимент, на прожиточный минимум нельзя не только прожить, за эти деньги нереально даже выжить. Тем не менее. согласно официальной статистике более 12 млн украинских граждан живут за чертой бедности и пытаются выживать на меньшие, чем прожиточный минимум, деньги. По оценкам профсоюзов, на данный момент реальный прожиточный минимум в два раза превышает официальной утвержденный законом о бюджете на 2010 год. Такая же ситуация сохранится и в следующем году.
Да, напомню, что методика расчета прожиточного минимум не изменялась уже 12 лет, а «потребительская корзина», которая должна пересматриваться каждые пять лет, уже пережила без пересмотра почти 2,5 этих срока. В результате, следует констатировать, что заложенный в проекте бюджета 2011 прожиточный минимум, как и в предыдущие года, не имеет ни малейшего отношения к жизни, это всего лишь виртуальный показатель демонстрирующий возможности Кабмина по распределению доходов государства.
Еще хуже придется «бюджетникам», так как повышение размера должностного оклада работника I тарифного разряда Единой тарифной сетки к 1 декабря 2011 планируется всего лишь на уровне 654 гривны, что на 35% меньше минимальной зарплаты. Следовательно, основное требование профсоюзов по выполнению правительством норм, заложенных в Генеральное соглашение – полностью проигнорировано в очередной раз.
Студентам и малообеспеченным также не стоит рассчитывать на какое-то улучшение. В 2011 году размеры минимальной ординарной (обычной) академической стипендии для учеников профессионально-технических и студентов высших учебных заведений I-IV уровней аккредитации, учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в размерах, действовавших в декабре 2010 года. Такая же норма действовала и в бюджете-2010. То есть, с учетом инфляции, студенты будут получать фактически на 30% меньше денег, чем два года назад.
Для малообеспеченных сохраняется виртуальный коэффициент для расчета государственной социальной помощи – уровень обеспечения прожиточного минимума. В 2011 году он составит: для трудоспособных лиц – 21%, для детей – 50%, для лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов – 75% соответствующего прожиточного минимума. К тому же, бюджетом предусмотрено и следующее традиционное для всех бюджетов последних лет ограничение: размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям не может быть больше чем 75% от уровня обеспечения прожиточного минимума для семьи.
Повезло разве что тем, кто собрался завести в 2011 году третьего ребенка. С 1 января 2011 вступают в действие изменения в Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» относительно выплаты помощи при рождении ребенка. Согласно ему, помощь будет начисляться в размерах прожиточного минимума для детей в возрасте до шести лет, установленных на день рождения ребенка, и предоставляется в сумме, кратной 22 размерам прожиточного минимума – на первого ребенка, кратной 45 размерам прожиточного минимума – на второго ребенка, кратной 90 размерам прожиточного минимума – на третьего и каждого последующего ребенка. При этом пособие при рождении ребенка увеличиваются в 2011 году на первого ребенка в среднем на 6 тыс. гривен, на второго – на 12,6 тыс. гривен, на третьего и следующих – на 25,1 тыс. гривен. Если кто думает, что эти деньги будут выплачены сразу, то он ошибается. Порядок выплат остается прежним – небольшая часть сразу, остальная в равных долях на протяжении от года до трех лет.
В итоге, впечатление от проекта бюджета-2011 – противоречивое. С одной стороны, кризис требует сокращения расходов, с другой – совершенно неприемлемым является тот факт, что основное бремя расходов будут нести на себе малоимущие. К сожалению, в этом плане «бюджетная экономия» уж очень однонаправленная.