Бюджет-2014: на «покращення» нет денег

В середине сентября Кабмин должен внести в Парламент проект бюджета на будущий год. 2014 может стать уже третьим подряд бюджетным годом, в котором ни один из плановых макропоказателей бюджета так и не совпадет с прогнозным значением. Уже два годя подряд, в прошлом, 2012 и нынешнем 2013 реальность существенно отличается от запланированного. Возможно, именно это и стало причиной бесперцедентного шага, на который пошел Кабмин 11 сентября, когда решение о внесении в Парламент проекта госбюджета принималось с голоса, вне повестки дня заседания правительства и, главное, без самого текста проекта. Мало того, в этом году Парламент не принимал даже бюджетной декларации на будущий год.
Несмотря на это, Кабинет министров одобрил проект закона «О Госбюджете на 2014 год», о базовых параметрах которого известно того то, что сообщил первый заместитель министра финансов Анатолий Мярковский. В проекте запланировано:
  • рост ВВП (реального на 3%, номинального до 1,694 трлн грн)
  • показатель инфляции 8,3%
  • бюджетный дефицит 47,5 млрд грн (2,7% от ВВП)
  • госдолг32,4% от ВВП
  • доходная часть сводного бюджета 457 млрд грн (падение на 8,5% по отношению к этому году)
  • объем трансферов из госбюджета Пенсионному фонду будет увеличен на 4,1 млрд грн (до 87,4 млрд грн), дефицит ПВУ ожидается на уровне 22 млрд грн 2013 году дефицит бюджета ПФУ запланирован в 21,9 млрд грн)
  • рост Фонда оплаты труда до 524,5 млрд грн (на 3,7%)
  • Рост социальных расходов – 9 млрд (в том числе объем помощи молодым специалистам около 100 млн грн, матерям-героиням, инвалидам, участникам и детям войны – увеличение до 400 млн грн или на 6,7%).
Учитывая, что в следующем году будет снижены ставки налога на прибыль и НДС, в Минфине уже начали готовить пакет законопроектов, предусматривающий дополнительные источники наполнения бюджета в объеме до 57 млрд грн. В том числе и от приватизации. По
color="#0000ff">словам народного депутата Игоря Швайки (фракции ВО «Свобода»), который присутствовал на заседании Кабмина, план приватизации предусматривает продажу в следующем году 159 объектов государственной собственности на общую сумму 17 млрд грн.
Даже если рассмотреть данные показатели, то первым бросается в глаза их фантастичность и несогласованность с реальностью. В 2012 году вместо роста ВВП на 4%, получили спад на 0,2% (в абсолютных цифрах снижение на 0,1 трлн грн от плана – с 1,5 трлн до 1,4 трлн). В этом году падение ВВП за первый квартал – 1,1%, за второй – 0,4%. То есть в лучшем случае, если третий и четвертый квартал дадут рост мы выйдет на нулевой рост ВВП по сравнению с прошлым годом. Следовательно, рост номинального ВВП в будущем году заложен на уровне 21(!)% (1,694 трлн против 1,4 трлн), что совершенно недостижимо при инфляции в 8,3%. Значит или инфляция будет выше или ВВП – ниже.
Также совершенно непонятно, как при таких показателях роста ВВП и фонда оплаты труда будет идти сокращении доходов сводного бюджета. Да, снижается НДС и налог на прибыль, но это снижение – номинальное, предприятия все одно обязаны платить в бюджет ежемесячно не менее, чем 1/12 часть того, что платят в этом году, а в этом году – не менее чем в прошлом. То есть уровень фискального изъятия средств в 2014 году будет таким же точно как и в 2013 и в 2013. Откуда тогда разница в размере доходной части? Да и номинальное снижение налогов отнюдь не такое, чтобы при росте ВВП на 21% дать снижение налоговых поступлений на 8,5%. У нас что – налоги на 30% снизились?
То же самое касается и роста социальных расходов при снижении бюджетных поступлений. За счет чего они будут проходить – непонятно. То есть, скорее всего – разговоры о росте социальных расходов не более чем декларация. К тому же, если рост фонда оплаты труда предусмотрен на уровне 3,7%, а инфляции на 8,3% — это означает абсолютное снижение уровня жизни на 4,6%. Рост «социалки» не покроет убытков от снижения зарплат по отношению к росту цен.
Несмотря на то, что Украина находится в состоянии экономического конфликта со странами Таможенного Союза и стоит на пороге подписания Соглашения о Зоне свободной торговли с ЕС, эти два факта никак не отражены в доступной для ознакомления информации о госбюджете.
Пока что, бюджет 2014 выглядит совершенно нереалистичным и несбалансированным по показателям. И нет ни малейших шансов на то, что до 15 сентября картина изменится. На «покращення» нет денег. И скрыть это путем манипуляций с цифрами невозможно.

Читайте также по теме