В Новый год Украина рискует вступить без госбюджета. Даже если его Кабмин и внесет на рассмотрение в Верховную Раду, то шансов на принятие мало. Так как бюджет – это всегда торги за финансовые потоки. И споры эти тем напряженнее, чем меньше средств в казне. Денег же в закромах родины ничтожно мало. И на будущий год их объемы продолжат снижаться…
В таких условиях бюджет будущего года должен быть сформирован принципиально иным образом, чем все предыдущие. Если, конечно же, в качестве цели стоит выход из кризиса. К тому же перспектива принципиально новой организации бюджета ничтожно мала без изменения существующей налоговой и административной системы. Пока в Украине не будет три, максимум, пять налогов и полное отсутствие каких-либо административных разрешений на ведение бизнеса – верстать новый бюджет нерационально. Но даже при сохранении существующей системы можно найти и деньги, и возможности финансирования социальных статей без роста расходов. Единственное на 100% необходимое условие – снижение учетной ставки НБУ до 0%. В стране, где импорт превышает экспорт, не может Нацбанк кредитовать Кабмин (и экономику в целом) под проценты, отдать которые можно только за счет привлечения внешних ресурсов.
Как может выглядеть реалистичный бюджет 2014 года, по сравнению с основным финансовым документом страны на этот год, исходя из оценки текущей ситуации в экономике, и кабминовский проект госбюджета (см. нашу таблицу)?
ДЛЯ СРАВНЕНИЯ
Бюджет 2013 |
Как можно сбалансировать бюджет 2014 |
Прогноз относительно правительственного варианта госбюджета на 2014 |
|
Средневзвешенный курс гривна/доллар |
8,4 грн/$1 |
8,70 – 9,05 грн/$1 |
8,4 – 8,6 грн/$1 |
Доходы Бюджета 2013 |
370,56 млрд грн |
400 млрд |
380-400 млрд грн |
Расходы Бюджета 2013 |
419,8 млрд грн |
450 млрд |
420-450 млрд грн |
Дефицит бюджета |
50,58 млрд грн |
50 млрд |
40-70 млрд грн |
Инфляция |
4,8% |
10-12% |
7-9% |
Рост ВВП |
3,2% |
-3 – (-5)% |
2,5-4% |
Рост минимальных зарплат |
7,4% |
3-4% |
6-9% |
Рост минимальных пенсий |
6,8% |
3-4% |
6-9% |
Уровень дотирования Пенсионного фонда из государственного бюджета |
83,23 млрд грн |
95-100 млрд грн |
85-100 млрд грн |
Общий объем прироста внешнего долга |
36,540 млрд грн, или на 4,140 млрд грн больше плана на 2012 год |
0 |
80-120 млрд грн |
Общий объем прироста внутреннего долга |
92,863 млрд грн, или на 28,232 млрд грн больше плана на 2012 год |
50 млрд грн |
От 100 млрд грн и выше Возможное покрытие дефицита «Нафтогаза» – фактически не ограничено |
Операционная прибыль Национального банка, которую занесут в доход бюджета |
23,07 млрд грн |
0 (у НБУ не должно быть операционной прибыли, учетная ставка НБУ должна быть равна 0%) |
20-30 млрд грн |
Увеличение (снижение) прямых доходов местных бюджетов |
17,5% |
10% |
15-20% |
Фонд оплаты труда |
503 млрд грн |
515-520 млрд грн |
530-550 млрд грн |
Доходы от налога на население (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, административные платежи) |
277 млрд грн |
300 млрд грн |
280-310 млрд грн |
Доходы от налога на бизнес |
57,9 млрд грн |
65 млрд грн |
60-70 млрд грн |
Очевидно, Кабмин заложит в госбюджет показатели, которые не сильно будут разниться с цифрами нынешнего года. Они, как и в последние два года, будут весьма существенно отличаться от реальности относительно инфляции и роста ВВП. Совпадать будут разве что величины изменения прожиточного минимума и государственного долга (и связанные с ними параметры платежей). Да и те только потому, что не поднимать соцстандарты нельзя, дабы не вызвать еще большую социальную напряженность в стране, чем сейчас. А еще и потому, что без заимствований украинское правительство работать не умеет и никогда не умело. Ни одно. Также итоговые цифры бюджета будут зависеть от итогов переговоров с МВФ и Россией. С МВФ – о кредите, с Россией – о цене на газ.
Самое любопытное, что для нормального функционирования украинской экономики никакие кредиты, привлекаемые правительством, не нужны и никогда не были нужны. Потому что ни один из этих кредитов никогда не шел на развитие производственной базы, замену основных фондов или инфраструктурные преобразования. В отличие, кстати, от кредитов региональных (городов, областей), которые иногда использовались для этих целей.
Только за счет кардинального сокращения объемов госзакупок, составляющих в последние годы 350-400 млрд грн, можно получить 175-200 млрд грн свободных средств. Причем сократить госзакупки вполне возможно без потери качества и количества закупаемого, так как переплаты составляют и 100%, и 200%, и больше.
Как бы не хотелось использовать эти деньги для увеличения социальных выплат напрямую, этого делать не следует, так как, кроме роста инфляции, это ни к чему не приведет. Ведь задача по распределению бюджета состоит не в выдаче всем денег, а в их эффективном использовании. Высвободившиеся ресурсы можно направить на:
- увеличение финансирования медицинской отрасли (минимум в 2 раза против нынешних показателей, до 90-100 млрд грн в год);
- замену вышедших из строя и ремонт (подлежащих таковому) водопроводов, тепло- и электросетей;
- обеспечение бесперебойного финансирования защищенных статей региональных бюджетов.
Больше денег ни на что не хватит. Пока не хватит. Но и это дало бы возможность для экономики прекратить поступательное падение, а людям хоть не намного, но улучшить свою жизнь, сделать ее более комфортной. Однако ничего подобного нынешнее правительство делать не будет.
Бюджет-2014 станет бюджетом умирания регионов и недоедания. Основы такого положения дел закладывались все последние годы. И, в конце концов, экономическая политика правительства принесла ожидаемые результаты: инвесторы бегут из Украины, предприятия снижают объемы производства и закрываются, в регионах уже нет денег ни на что, кроме зарплат бюджетникам. Будущий год будет тяжелее нынешнего. Даже смена правительства никак не исправит ситуацию быстро. То, что долго и упорно разрушали, нельзя восстановить сразу. Нужно время. Время и деньги. А когда в стране предреволюционная ситуация – денег ей никто не даст.