Бюджет-2014: застой, недоедание и ветер в карманах

В Новый год Украина рискует вступить без госбюджета. Даже если его Кабмин и внесет на рассмотрение в Верховную Раду, то шансов на принятие мало. Так как бюджет – это всегда торги за финансовые потоки. И споры эти тем напряженнее, чем меньше средств в казне. Денег же в закромах родины ничтожно мало. И на будущий год их объемы продолжат снижаться…

В таких условиях бюджет будущего года должен быть сформирован принципиально иным образом, чем все предыдущие. Если, конечно же, в качестве цели стоит выход из кризиса. К тому же перспектива принципиально новой организации бюджета ничтожно мала без изменения существующей налоговой и административной системы. Пока в Украине не будет три, максимум, пять налогов и полное отсутствие каких-либо административных разрешений на ведение бизнеса – верстать новый бюджет нерационально. Но даже при сохранении существующей системы можно найти и деньги, и возможности финансирования социальных статей без роста расходов. Единственное на 100% необходимое условие – снижение учетной ставки НБУ до 0%. В стране, где импорт превышает экспорт, не может Нацбанк кредитовать Кабмин (и экономику в целом) под проценты, отдать которые можно только за счет привлечения внешних ресурсов.

Как может выглядеть реалистичный бюджет 2014 года, по сравнению с основным финансовым документом страны на этот год, исходя из оценки текущей ситуации в экономике, и кабминовский проект госбюджета (см. нашу таблицу)?

ДЛЯ СРАВНЕНИЯ

Бюджет 2013

Как можно  сбалансировать бюджет 2014

Прогноз относительно правительственного варианта госбюджета на 2014

Средневзвешенный курс гривна/доллар

 8,4 грн/$1

8,70 – 9,05 грн/$1

8,4 – 8,6 грн/$1

Доходы Бюджета 2013

370,56  млрд грн 

 400 млрд

380-400 млрд грн

Расходы Бюджета 2013

419,8 млрд грн

450 млрд

420-450 млрд грн

Дефицит бюджета

50,58 млрд грн

50 млрд

40-70 млрд грн

Инфляция  

4,8% 

10-12%

7-9% 

Рост ВВП

3,2%

-3 – (-5)%

2,5-4% 

Рост минимальных зарплат

7,4%

3-4%

6-9%

Рост минимальных пенсий

6,8%

3-4%

6-9%

Уровень дотирования Пенсионного фонда из государственного бюджета

83,23 млрд грн

95-100 млрд грн

85-100 млрд грн

Общий объем прироста внешнего долга

36,540 млрд грн, или на 4,140 млрд грн больше плана на 2012 год

0

80-120 млрд грн

Общий объем прироста внутреннего долга

92,863 млрд грн, или на 28,232 млрд грн больше плана на 2012 год

50 млрд грн

От 100 млрд грн и выше 

Возможное покрытие дефицита «Нафтогаза» – фактически не ограничено

 Операционная прибыль Национального банка, которую занесут в доход бюджета

23,07 млрд грн

0 (у НБУ не должно быть операционной прибыли, учетная ставка НБУ должна быть равна 0%)

20-30 млрд грн

Увеличение (снижение) прямых доходов местных бюджетов

17,5%

10%

15-20%

Фонд оплаты труда

503 млрд грн

515-520 млрд грн

530-550 млрд грн

Доходы от налога на население (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, административные платежи)

277 млрд грн

300 млрд грн

280-310 млрд грн

Доходы от налога на бизнес

57,9 млрд грн

65 млрд грн

60-70 млрд грн

Очевидно, Кабмин заложит в госбюджет показатели, которые не сильно будут разниться с цифрами нынешнего года. Они, как и в последние два года, будут весьма существенно отличаться от реальности относительно инфляции и роста ВВП. Совпадать будут разве что величины изменения прожиточного минимума и государственного долга (и связанные с ними параметры платежей). Да и те только потому, что не поднимать соцстандарты нельзя,  дабы не вызвать еще большую социальную напряженность в стране, чем сейчас. А еще и потому, что без заимствований украинское правительство работать не умеет и никогда не умело. Ни одно. Также итоговые цифры бюджета будут зависеть от итогов переговоров с МВФ и Россией. С МВФ  – о кредите, с Россией – о цене на газ.

Самое любопытное, что для нормального функционирования украинской экономики никакие кредиты, привлекаемые правительством, не нужны и никогда не были нужны. Потому что ни один из этих кредитов никогда не шел на развитие производственной базы, замену основных фондов или инфраструктурные преобразования. В отличие, кстати, от кредитов региональных (городов, областей), которые иногда использовались для этих целей.

Только за счет кардинального сокращения объемов госзакупок, составляющих в последние годы 350-400 млрд грн, можно получить 175-200 млрд грн свободных средств. Причем сократить госзакупки вполне возможно без потери качества и количества закупаемого, так как переплаты составляют и 100%, и 200%, и больше.

Как бы не хотелось использовать эти деньги для увеличения социальных выплат напрямую, этого делать не следует, так как, кроме роста инфляции, это ни к чему не приведет. Ведь задача по распределению бюджета состоит не в выдаче всем денег, а в их эффективном использовании. Высвободившиеся ресурсы можно направить на:

  • увеличение финансирования медицинской отрасли (минимум в 2 раза против нынешних показателей, до 90-100 млрд грн в год);
  • замену вышедших из строя и ремонт (подлежащих таковому) водопроводов, тепло- и электросетей;
  • обеспечение бесперебойного финансирования защищенных статей региональных бюджетов.

Больше денег ни на что не хватит. Пока не хватит. Но и это дало бы возможность для экономики прекратить поступательное падение, а людям хоть не намного, но улучшить свою жизнь, сделать ее более комфортной. Однако ничего подобного нынешнее правительство делать не будет.

Бюджет-2014 станет бюджетом умирания регионов и недоедания. Основы такого положения дел закладывались все последние годы. И, в конце концов, экономическая политика правительства принесла ожидаемые результаты: инвесторы бегут из Украины, предприятия снижают объемы производства и закрываются, в регионах уже нет денег ни на что, кроме зарплат бюджетникам. Будущий год будет тяжелее нынешнего. Даже смена правительства никак не исправит ситуацию быстро. То, что долго и упорно разрушали, нельзя восстановить сразу. Нужно время. Время и деньги. А когда в стране предреволюционная ситуация – денег ей никто не даст.

Читайте также по теме