Основная борьба за бюджетные ресурсы в Украине проходит «под ковром». Результаты усилий удачливых депутатов-лоббистов, как правило, уже заложены в непосредственный текст проекта Госбюджета к первому чтению. Но есть еще один уровень — для «неудачников». Это публичные, процедурные предложения к проекту бюджета, отображенные в таблице поправок.
Они выполняют две базовые функции.
Во-первых, избиратель видит, что депутат заботится о его интересах как на государственном, так и на локальном уровне округа. Во-вторых, чем черт не шутит, глядишь, Кабмин пойдет на встречу и выделит дополнительные средства.
Одними из главных выгодополучателей бюджетного процесса и торгов вокруг него являются депутаты мажоритарщики. Им нужно отбивать деньги, потраченные на выборы и «окучивать» округ за все время каденции.
С другой стороны, ценность их голоса более весома, чем у депутатов «списочников». Грех не заработать, учитывая пламенное желание премьер-министра Владимира Гройсмана утереть нос предшественникам и принять бюджет в установленные законом сроки.
Во время рассмотрения проекта бюджета в первом чтении каждая из фракций высказала свои ритуальные пожелания. Выступая с трибуны, представители фракций прогнозировано проявили себя как махровые популисты и любители села:
Как видно из требований фракций, все они далеки от реальных проблем экономики страны, в частности, налоговой и инвестиционной политики.
Максимум внимания только на сельское хозяйство – достойный уровень государственного мышления аграрного придатка. О капитальных инвестициях и модернизации промышленности никто не вспомнил.
Чья шерсть – личная или государственная?
Ощутимую поддержку при голосовании за государственный бюджет в первом чтении правительство получило от «засадных полков» — групп «Возрождение и «Воля народа», а также мажоритарщиков.
Для этого ровным слоем между их округами был размазан дополнительный миллиард гривен. Речь идет о субвенциях на социально-экономическое развитие регионов.
После учета пожеланий депутатов и их голосования за бюджет в первом чтении, через две недели страна увидела реальные финансовые возможности народных избранников.
Мы не поленились изучить аппетиты депутатов при рассмотрении бюджета в первом чтении в контексте их собственных округов и сравнили их с собственными финансовыми возможностями.
Как показали электронные декларации, многие из депутатов могут самостоятельно финансово «потянуть» округ, и даже не один.