Проект государственного бюджета на 2017 год был внесен правительством в установленные действующим законодательством сроки но… сам текст документа появился в открытом доступе только спустя почти пять суток. Чем именно была вызвана такая задержка, сказать сложно, однако факт остается фактом: оценивать плоды творчества Кабмина можно только сейчас. И плоды эти достаточно горькие и противные на вид. К тому же, некоторые из них не сразу можно заметить. Правда, и тех, которые сразу бросаются в глаза хватит, чтобы утверждать следующие — бюджет антисоциальный и невыполнимый по многим пунктам.
Кстати, премьер-министр Владимир Гройсман уже это признал, пусть и косвенно, заявив, что если народные депутаты проголосуют за проект бюджета, то он готов его не только выполнить но и перевыполнить. К сожалению, никто ему не задал простой и естественный вопрос: "Если ты готов перевыполнить поданный тобою же в парламент проект бюджета, то что тебе мешало изначально сделать его более адекватным?".
Но вернемся к горьким плодам. В будущем году украинцы станут беднее, чем в нынешнем, да и должны будут еще больше, так как правительство Гройсмана, кроме как набирать долги и сокращать социальные выплаты — ничего делать не умеет. В смысле, применительно к бюджетной политике не умеет.
Общий объем государственного и гарантированного государством долга составит в 2017 году не менее 2296 млрд. грн. или 88,8% к ВВП вместо установленного статьей 18 Бюджетного кодекса Украины ограничения общего долга в 60%. Действительно, зачем законы исполнять, когда этого можно не делать? Да, расходы на обслуживание государственного долга составят 111,3 млрд грн, что на 12,3 млрд. грн. или на 12,4% больше показателя бюджета 2016 года. Обслуживание долга составляет почти 15,7% всех доходов государственного бюджета. Но это еще не все! На выполнение гарантий по обязательствам должников государственные расходы составят еще 10,9 млрд грн. Таким образом, общие расходы на обслуживание долга составят 122,2 млрд грн или 4,7% от ВВП. Между прочим, это больше расходов бюджета на весь «силовой блок» (армия, Нацгвардия, СБУ, разведка, прокуратура — 120,7 млрд грн). А если учесть, что в будущем году Украина должна выплатить 130 млрд грн долгов, то именно погашение и обслуживание долга будет самой большой расходной статьей бюджета 2017. На эти цели уйдет 241 млрд грн или больше 1/3 всех доходов государства!
Что же касается расходов и доходов граждан, то здесь замечательным примером манипуляций с цифрами является статья 7, в которой прописаны размеры прожиточного минимума на 2017 год для всех социально-демографических групп. Если не посмотреть в текст Бюджета-2016, размещенного на сайте Верховной Рады, то может показаться, что в проекте Бюджета 2017 социальные стандарты будут повышаться три раза — с 1 января, 1 мая и 1 декабря. Но… это не так. Размеры прожиточного минимума, минимальной зарплаты и пенсии что 1 декабря 2016 года что 1 января 2017 года будут одинаковыми! Следовательно, социальные стандарты изменяться только два раза — в мае на 5,2% и в декабре дополнительно на 4,6%. Исходя из того, что инфляция на будущий год заложена в проект бюджета на уровне 8%, большую часть года она будет превышать значение роста социальных стандартов.
Проще говоря, правительство заранее планирует сделать все возможное ради снижения реальных доходов населения в будущем году. Если это не программируемая нищета, то же это тогда? Ну как тут не вспомнить замечательный пример, который привел политолог Юрий Войтенко, обратив внимание на положение статьи 8 в обнародованном проекте госбюджета на 2017 год, а именно — установить в 2017 году минимальную заработную плату (в почасовом размере): с 1 января — 9,67 гривны, с 1 мая — 10,18 гривны, с 1 декабря — 10,65 гривны. Для сравнения Войтенко привел следующую статистику: "Самые низкие почасовые зарплаты в странах ЕС зарегистрированы в Болгарии — 4,1 евро, Румынии — 5 евро, Литве — 6,8 евро, Латвии — 7,1 евро и Венгрии — 7,5 евро".
Бизнесмены также могут начинать радоваться. Особенно аграрии плюс малый и средний бизнес. С единоналожников планируют взимать единый социальный взнос в удвоенном размере, ах, простите, с двух минимальных зарплат как минимум, не зависимо от реальных доходов. Тоже самое планируется и в отношении физических лиц-предпринимателей, выбравших общую систему налогообложения. Нет оборотов? Нет доходов? — а платить-то придется! Кроме того, на 2017 год запланировано полностью отменить специальный режим налогообложения аграриев и лишить их основной поддержки от государства, что приведет к потерям ними не менее 30 млрд. грн. Кроме того будет повышены ставки акцизов, в частности, на дизельное топливо и не только. Следовательно, цены на продукты будущей осенью сильно вырастут, по сравнению с нынешними. Планово, так сказать.
Для любителей жить в тепле и мыться, используя горячую воду, напоминаю, что цена на газ по импортному паритету для конечного потребителя в 2017 году, заложенная в проект Бюджета 2017 составляет 9 682 грн за 1000 куб. м. Это почти на 30% текущей цены для бытового потребителя, 6 877 грн. Стоимость услуг ЖКХ и размеры субсидий предлагаю каждому посчитать самостоятельно.
Поздравляю с очередным "покращенням"!