Бюджет-2022: рост социальных расходов съест инфляция

С помощью проекта госбюджета на 2022 год власть вряд ли станет ближе к людям: социальные расходы растут на процент, который намного ниже инфляции. На революционный уровень социальных стандартов в Украине не приходится рассчитывать в следующем году.

«Несмотря на декларации правительства…»

В правительстве каждому новому проекту госбюджета любят давать названия. Нынешний проект на 2022 год премьер-министр Украины Денис Шмыгаль назвал бюджетом модернизации. Еще дальше пошел министр финансов Сергей Марченко, который заявил, что «приоритетом бюджета будет человек».

В Минфине поспешили обратить внимание общества, что расходы на социальную защиту и социальное обеспечение в следующем году вырастут до 320 миллиардов гривен. Именно на этом уровне предполагаются расходы по линии Министерства социальной политики. Но никакого существенного роста в этих показателях нет. Расходы по этой статье увеличиваются, но формально: они даже не перекрывают инфляцию, запланированную на уровне 6,2 %.

«На социальную защиту и соцобеспечение будет расходоваться 320 миллиардов гривен, – рассказывает экономист, эксперт Growford Institute Виктор Скаршевский. – Это плюс 7,3 миллиарда гривен к плану на 2021 год. Звучит как плюс. Увеличивается на 2,3 % по сравнению с 2021 годом. А инфляция, которую правительство прогнозирует – 6,2 %. То есть в три раза больше, чем рост расходов на соцзащиту. Это означает, что реальные расходы на соцзащиту в 2022 году будут ниже, чем в 2021 году. Это означает, что люди, получающие выплаты из бюджета, будут получать в реальном исчислении меньше, чем в этом году. Идет сокращение реальных социальных расходов, несмотря на декларации правительства».

В проекте госбюджета-2022 правительство не может занести в свой актив и рост социальных стандартов. Прожиточный минимум вырастет с 2393 гривны на 1 января до 2589 гривен на 1 декабря следующего года, всего на 196 гривен. Известно, что официальный уровень прожиточного минимума в Украине минимум в два раза ниже фактического, о чем давно говорят в правительстве, а Верховная Рада принимала в первом чтении закон для приведения этого социального стандарта к реальному уровню. Однако эта задача не решена по сей день.

Минимальная заработная плата также не покажет значительный рост в 2022 году. Она тоже поднимется всего на 200 гривен – с 6500 гривен на 1 января до 6700 гривен на 1 октября. Что же касается средней заработной платы, то и она в Украине растет, но только на уровень, не превышающий инфляцию.

«У нас правительство хвастается ростом средней заработной платы. Если взять по последним данным по состоянию на июль этого и прошлого года, то средняя заработная плата в Украине выросла на 10,2 %. Уровень инфляции за этот же период – 10,2 %. Роста, по сути, и нет», – говорит аналитик, глава Центра анализа и стратегий Игорь Чаленко.

Зато в 2022 году в Украине вырастет минимальная пенсия, преодолев «психологическую черту» в 2000 гривен. На начало года она будет 1934 гривны, а под конец станет 2093. Рост на целых 159 гривен – это больше горький факт, чем радостный, тем более, что минимальную пенсию в Украине на середину нынешнего года получало почти два миллиона человек (около 17 % от общего числа пенсионеров). У экспертов вызывает настороженность и индексация пенсий в следующем году.

«Увеличение пенсионных расходов предполагается только на 7 %, – говорит экономический эксперт Всеволод Степанюк. – Этого явно недостаточно, чтобы проиндексировать пенсии весной. При такой инфляции пенсии нужно будет индексировать на большую сумму, чем 7 %. Единственное, что может предполагаться, – это уменьшение количества пенсионеров за год. Физическая убыль – это то, к чему стремится Пенсионный фонд».

Важная часть социальных расходов в Украине – это государственная помощь на оплату жилищно-коммунальных услуг. На фоне ожидаемого роста тарифов и цен на энергоресурсы, сумма, заложенная на субсидии, согласно бюджету-2022 и вовсе не растет, а уменьшается.

«В 2021 году на субсидии будет израсходовано 44,2 миллиарда гривен, а на 2022 год предусмотрено 41,4 миллиарда гривен, то есть на 2,8 миллиарда или на 6,3 % меньше, чем в 2021 году, – рассказывает Виктор Скаршевский. – Тарифы растут. С 1 мая 2022 года вырастут тарифы на электроэнергию. Потом с 1 мая скорее всего вырастут цены на природный газ для населения, потому что сейчас действует годовой тариф. Несмотря на все это повышение тарифов и цен на жилищно-коммунальные услуги, снижается объем субсидий. Это говорит о том, что будут стремительными темпами расти долги населения за жилищно-коммунальные услуги. Плюс это говорит скорее всего о том, что правительство планирует еще больше ужесточить доступ населения к субсидиям на жилищно-коммунальные услуги».

«Социальные расходы занижены»

Правительство подчеркивает рост расходов на здравоохранение и образование. Бюджет Минздрава в следующем году вырастет на 25,4 миллиарда. Он составит 191,2 миллиарда гривен. Но даже эта сумма не дотягивает до уровня финансирования медицины в 5 % ВВП Украины, не говоря уже о 10-11 %, зафиксированных в законодательстве.

У бюджета Министерства образования также рост – на 21 миллиард гривен, но структура не позволяет обрадовать учителей хорошей зарплатой.

«Власть делает большой акцент на поднятии стипендий студентам в 2,5 раза. Конечно, это надо делать, но в то же время, например, для педагогов заработная плата возрастет всего на 5 % при прогнозируемом уровне инфляции в 6,2 %. Очевидно, происходит некий откат. Довольно специфический бюджет», – говорит Игорь Чаленко.

Идеология нынешнего проекта госбюджета, как и предыдущих, остается прежней: социальная сфера, зарплаты, пенсии финансируются по остаточному принципу, когда основными расходами являются погашение и обслуживание долгов, а также госаппарат.

«Социальные расходы занижены, но, тем не менее, нормально финансируются расходы, которые нужны бизнесу, приближенному к власти. Это автодор, различные пакеты якобы для инноваций», – говорит Всеволод Степанюк.

Эксперты прогнозируют, что между первым и вторым чтением проект бюджета изменится несущественно: добавятся расходы на социально-экономическое развитие регионов, в чем заинтересованы депутаты-мажоритарщики, возможно, вырастут некоторые субвенции. Во время подготовки госбюджета власть традиционно хочет показать, что заботится о людях, но индексацию социальных расходов выдает за рост. При этом показатель инфляции в 6,2 % далек от реалистичного. Может оказаться, что социальные расходы таким образом будут занижены еще больше.

«Мы не можем сказать, что идет качественное повышение социальных стандартов, – говорит политолог Валентин Гайдай. – Все равно пенсии и зарплаты, по сути, только индексируются. Они просто подгоняются под текущий уровень инфляции. К сожалению, нельзя сказать, что это качественное улучшение и увеличение социальных стандартов. Я думаю, что следующий бюджет будет таким же бюджетом проедания, как и нынешний бюджет и все предыдущие. В условиях пандемии, когда идет спад производства, не из чего пополнять бюджет, увы, власть будет вводить все новые и новые налоги, чтобы прикрывать дыры и дефициты в социальной сфере».

Читайте также по теме