Бюджет Киева: последствия лжи и статистики

Спустя почти месяц после Нового года, 28 января, депутаты Киевсовета приняли бюджет столицы на 2015 года, за который проголосовали почти в полном составе (107 депутатов – «За»).

Несмотря на то, что бюджет бы принят с доходной частью на 1,5 млрд грн меньше, чем в 2014 году (22,16 млрд против фактических доходов прошлого года в 23,79 млрд грн) в нем оказался заложен профицит в 1,92 млрд.Такое чудо оказалось возможно лишь благодаря комбинации из сокращения социальных расходов и снижения поступлений в городской бюджет средств от налога на доходы физических лиц.

Вопреки громким заявлениям и сказкам о бюджетной децентрализации в этом году в бюджет столицы попадет рекордно низкий процент отчислений с доходов физических лиц – 40% (даже при «тиране» Януковиче было 50%). При этом, именно эти деньги составят самую значительную статью бюджетных доходов, не считая трансферта из госбюджета Украины. А первые пять мест по объему поступлений в киевский бюджет распределяются следующим образом:

1.      официальные трансферты из госбюджета в виде субвенций – 8,215 млрд грн

2.      налог на доходы физических лиц – 6,586 млрд грн

3.      налог на недвижимое имущество – 2,522 млрд грн

4.      арендная плата, взимаемая с юридических лиц – 1,562 млрд грн

5.      единый налог (с частных предпринимателей) – 1,3 млрд грн

Примечательно, что третье место занимает налог на имущество, хотя в тот же день, 28 января, когда принимался городской бюджет, Киевсовет установил сбор с собственников квадратных метров жилой недвижимости в размере 1% от минимальной заработной платы за каждый квадратный метр свыше необлагаемой налогом площади… с мая 2016 года! Непонятно, то ли это решение будет пересмотрено, то ли в горбюджете имелись в виду поступления от неких иных налогов. Между прочим, 2,5 млрд грн – это почти по 1 тыс. грн в год с каждого киевлянина. При этом больше всего по данной статье планируют собрать в Голосеевском районе (360,978 млн грн), а меньше всего – в Святошинском районе (187,182 млн грн).

Отмечу также, что если бы Киеву оставляли 100% налога с доходов физических лиц, то никакие трансферты из госбюджета ему бы не понадобились, так как сумма поступлений составила бы 16,465 млрд грн. То есть, на 10 млрд больше, чем заложено в бюджет столицы сейчас. А пока что киевский бюджет на 37% перекрывается деньгами из бюджета государственного, имея все возможности быть автономным.

Судя по размеру доходов, получаемого от прибыли предприятий, вести бизнес в столице крайне невыгодно. Согласно госбюджету, в 2015 году часть налога на прибыль предприятий, зарегистрированных в регионах, в размере 10% идет в местные бюджеты. По этой статье Киев планирует получить всего-навсего 820,2 млн грн! Несложный подсчет показывает, что общая сумма налога на прибыль всех предприятий Киева – 8,202 млрд грн, то есть, в 2 раза меньше, чем налог на доходы физических лиц! Напомню, что с зарплат снимается 15%, если они не превышают десяти минимальных и 20% с суммы превышения. Это вполне сравнимо с размерами налога на прибыль. Ну просто нищие какие-то в столице бизнесмены, да еще и альтруисты – все деньги на зарплаты сотрудникам тратят. Хотя возможно и иное пояснение: в период кризиса прибыль предприятий скатывается до однозначных показателей в процентах от валового дохода и становится сравнимой с расходами на оплату труда. Однако если сравнить размер налога на прибыль киевских предприятий с прогнозными показателями, заложенными в госбюджет (37,12 млрд грн) то получается, что столица дает 22% от всей украинской коммерции.

Граничный размер муниципального долга Киева в 2015 году установлен в 14,25 млрд грн. При этом, несмотря на наличие профицита бюджета, его не планируют отдавать! Мало того, в расходах города заложено 1,965 млрд грн на… обслуживание долга, а не возврат набранных кредитов. Исходя из размеров долга и величины, заложенной на его обслуживание, получается, что Киев набрался кредитов почти под 14% годовых. Ответ на вопрос, почему не отдаются долги при наличии денег, прост: профицит бюджета позволяет чиновникам КГГА пользоваться не распланированными деньгами по своему усмотрению, не дожидаясь решения Киевсовета, и оперативно «затыкать» ими дыры в бюджете, которые могут появиться в любой момент. Хорошо, что такие средства будут, плохо, что бюджет Киева по качеству не сильно отличается от государственного. Это значит, что уже в ближайшее время его будут менять. Учитывая тот факт, что полная бюджетная роспись главного финансового документа страны так и не обнародована, судьба трансфертов из госбюджета – неизвестна. Поэтому любые расчеты и планы местных властей рискуют остаться лишь расчетами и планами. По крайней мере в той части, которая касается покрытия региональных расходов за счет денег центра. И столица в этом плане ничем не отличается от других регионов Украины.

Читайте также по теме