Кабмин одобрил на своем заседании документ со скучным названием – «Стратегия управления государственными финансами на 2017-2021 год». Наблюдая за ежегодным издевательством парламента над госбюджетом и налоговым кодексом, говорить о долгосрочном планировании преждевременно. Тем не менее, это единственный путь успешного и развитого государства.
Среднесрочное бюджетное планирование реализуется в Австрии, Канаде, Индии — минимум на 5 лет, а в ведущей экономике Европы и мира, Германии, — на 10-15 лет. В середине нулевых к подобным практикам присоединилась и РФ.
Скудные государственные доходы из-за слабой и обескровленной экономики, перманентное воровство, вынуждают власть более тщательно считать деньги, хотя бы номинально на бумаге.
Иначе смотреть в глаза эмиссарам МВФ и ЕС совсем тяжело — западным эмиссарам нужно что-то показывать.
За чей счет банкет
В преамбуле принятой стратегии правительство гордится снижением бюджетного дефицита с 4,9% ВВП в 2014 году, до 2,3% в 2015-ом.
Честно было указано, что подобный результат достигнут не благодаря экономическому развитию, а:
· оптимизации расходов в сфере здравоохранения (сокращение коек и персонала);
· образования (создания опорных школ и сокращения существующей сети сельских школ);
· верификации социальных выплат;
· внедрение электронных систем закупок;
· уменьшение субсидий государственным предприятиям
Правительство честно указывает на зашкаливающий процент перераспределение ВВП через государственный бюджет — 43,2%.
Документ прямо утверждает, что бюджетно-налоговая политика в Украине является непрогнозируемой в среднесрочной перспективе.
Это не первый документ подобного рода -была еще стратегия на 2013-2017 года, однако она не принесла никаких ощутимых результатов.
Текущая версия стратегии должна решить конкретные задачи:
· создать условия для привлечения инвестиций;
· более эффективно использовать бюджетные средства;
· увеличить прозрачность государственной бюджетной политики для граждан (они должны понимать на какие государственные услуги рассчитывать)
Если опустить традиционное для документов такого рода словоблудие, то в сухом остатке можно определить основные направления стратегии управления государственными финансами.
1. Налоговая система
Документ не содержит ни слова о прямом снижении налогов, авансовых переплатах и возмещениях НДС, не говоря уже о налоговом терроре фискальной службы.
Вместо них абстрактные — предсказуемая налоговая политика, эффективное администрирование, расширение (!) базы налогообложения, соблюдение налогового законодательства, усовершенствование таможенного контроля. По логике Кабмина это должно привести к снижению налоговой нагрузки.
2. Макроэкономическое и бюджетное прогнозирование
Тут Кабмин вступил на зыбкую почву гаданий на кофейной гуще. Судя по предыдущим прогнозам, более точными механизмами правительство не владеет. В данном блоке набор пустых слов из серии “своевременность данных для планирования, обеспечение непредвзятости и деполитизация прогноза, повышение качества прогноза”. Совершенно выхолощенный пункт.
3. Среднесрочное бюджетное планирование
Здесь конкретики больше. Предполагается составление среднесрочной бюджетной декларации. В ней будут обозначены конкретные прогнозные и целевые макропоказатели, основные задания бюджетной и налоговой политики, потолки расходов, более раннее привлечение к работе над бюджетом парламента
4. Управление финансовыми рисками
В этом блоке упор делается на предприятия госсектора, как основных реципиентах бюджетных средств — если говорить дипломатично, или черных бюджетных дырах — если говорить прямо. Предполагается контроль заимствований таких предприятий, которые практически всегда ложатся на бюджет, контроль предоставления госгарантий, постепенный отказ от субсидий госпредприятиям. Очевидно, что в условиях войны все это не будет распространяться на предприятия ВПК.
5. Управление госдолгом и ликвидностью
Государство будет стараться брать в долг в гривне через государственные ценные бумаги, стимулируя спрос на них среди иностранных инвесторов. Также предусматривается прогнозирование движения средств на счетах в 6-ти месячном горизонте планирования, а также крупных поступлений и расходов. Еще планируется размещать свободные средства в гривне и валюте на депозитах в коммерческих банках.
6. Стратегическое планирование
Интересный пункт, можно сказать — основной. Сегодня мы имеем дело с целым ворохом дублирующих, а иногда взаимоисключающих друг друга плановых документов. Предлагается наконец-то построить единую схему планирования. На вершине — “Стратегия развития Украины”, на ее основе пишется “Коалиционное соглашение” (парламентский уровень), далее следует “Программа действий правительства”, следом — “Среднесрочная бюджетная декларация”, и на самом нижнем уровне — среднесрочные планы министерств.
7. Бюджетирование по результатам
Пункт больше касается результатов работы главных распорядителей средств — государственных и бюджетных организаций. Основной подход — финансирование не на основе трат на содержание таких учреждений, а на основе фактически предоставленных такими организациями услуг.
8. Межбюджетные отношения и фискальная децентрализация
Предусматривает обновление социальных стандартов (очевидно в сторону уменьшения), монетизацию льгот, увеличение налогообложения имущества, скромно спрятанное под формулировку “наращивание налогового потенциала”.
9. Система публичных закупок
Тут у нас впереди планеты всей система “Prozzoro”. Ее вставляют во все отчеты и прикрывают все дыры. Вот только, почему-то, воровства бюджетных средств меньше не становится и казнокрады отлично освоили “Prozzoro”. Впрочем, это не вина хипстеров из Минэкономики — они делают все что можно, проблема в полностью импотентной правоохранительной системе. Как программа собирается решать эту проблему неизвестно.
10. Управление государственными инвестициями
Мощный инструмент кенсианской направленности — толкать экономику вперед с помощью раскачки потребительского спроса. Государство как главный инвестор. Тут в программе обозначена правильная мысль — новые проекты должны финансироваться только после обеспечения финансирования уже начатых и доведения их до конца. Хорошо бы добавить ответственность чиновников в этом вопросе.
11. Бухгалтерский отчет в государственном секторе
Предусматривает полный баланс госсектора, сравнение результатов деятельности различных госпредприятий и учреждений, включение внебюджетных фондов в консолидированную отчетность, внедрение международных стандартов.
12. Система внутреннего финансового контроля
Там, где за руку нужно ловить воров, документ отписывается только стандартными фразами.
13. Внешний финансовый контроль
Здесь, наконец-то, вспомнили, что в Украине есть такой государственный орган как Счетная палата. Ей относительно недавно предоставили право проверять не только расходы, но и доходы бюджета. Ее отчеты полностью игнорируются парламентом и правоохранительными органами. Правительство надеется усилить роль этого органа.
14. Прозрачность бюджета и участие граждан в бюджетном процессе
Кабмин предлагает представлять публике доходы и расходы в удобном и понятном формате, а также проводить предварительные общественные слушания. Главная цель — установление обратной связи государства с гражданами.
15. IT в управлении государственными финансами
ИТ система должна связать в единое целое фискальную службу, Минфин и Казначейство. Блок расписан запутанно и фиксирует абстрактную цель повышения автоматизации, эффективности и прозрачности процессов в сфере управления госфинансами.
16. Приоритетные задания на 2017 год
Документом предусмотрен ряд заданий:
· Бюджетная декларация на 2018-2020 года с приоритетами бюджетной политики и граничными размерами расходов;
· Отчет министров соответственно к новым требованиям — представление парламенту целей своей деятельности при принятии бюджетной декларации и отчеты по их реализации;
· Разработать и подать законопроект “О государственном стратегическом планировании”
· Комплексный анализ эффективности и необходимости расходов на базе 5 министерств
· Стратегия развития налоговой системы
В общем, появление Стратегии можно приветствовать – наводить порядок в государственных финансах давно пора. В то же время, документ прямо указывает, за чей счет будет осуществляться «оздоровление» госфинансов – граждан и их налогов. За скобками осталось «трансфертное ценообразование» и прочие офшорные болезни экономики – олигархи у нас не доноры бюджета, а главные выгодополучатели. И Стратегияуправления государственными финансами на 2017-2021 год только подтверждает это.