Частные ЖЭКи: быть или не быть?

Министерство регионального развития, строительства и  ЖКХ заявило о намерении перевести комплекс жилищно-коммунальных услуг на рыночные отношения и сделать это уже к 2015 году. Конкуренцию во главу угла — таким видят украинские власти механизм спасения буквально тонущей отрасли. Работать на благо ЖКХ, засучив рукава, должны будут управляющие компании и частные ЖЭКи. Чем обернется реформа, похоже, пока не знает никто, поскольку и о самой реформе мало кто из специалистов отрасли слышал. Реально предположить только, что реформаторы, недолго думая, приватизируют существующие коммунальные ЖЭКи и повысят квартплату.

Подводные камни реформы

Исходя из проекта новой реформы, управлять своими многоквартирными домами украинцы смогут через управляющую компанию и без нее. Самое интересное, что если в доме нет объединения совладельцев многоквартирного дома и жильцам не удалось выбрать управляющую компанию большинством голосов, за них это сделают органы местного самоуправления. А вот успеют ли эти самые органы к 2015 году провести профессиональное обучение управляющих кондоминиумами и лицензировать их деятельность — остается вопросом.

Подобный опыт реформ знаком России и странам Восточной Европы. По словам главы федерации работодателей жилищно-коммунального хозяйства Олега Адамова, во время перехода ЖКХ России на рыночные отношения было «ой сколько шума и проблем». Появилось колоссальное количество компаний, по 2-3 субъекта в одном доме, которые хотели управлять деньгами людей, но абсолютно не хотели нести прилагающуюся к этому ответственность  и не привели к улучшению услуг.

Олег Адамов называет заявления Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ о переходе на рыночные отношения «бурей в стакане воды» и уверен, что никаких изменений в ЖКХ в ближайшее время не произойдет.

«Сегодня законодатели зашли в тупик, ведь одновременно рассматриваются 2-3 модели реформирования ЖКХ. Кто-то говорит о создании нового варианта Жилищного кодекса, кто-то – что  нужно вносить небольшие изменения в существующие законодательные акты. Единой точки зрения нет,  центр по принятию решений сегодня отсутствует полностью. Программа Президента предусматривает свой алгоритм , Комитет Верховной Рады и депутаты обсуждают совсем другие точки зрения, министерство, в свою очередь, предлагает свой никому неизвестный вариант решения проблем. Так что такие реформаторские бури периодически возникают. Не думаю, что будут какие-то изменения в этом вопросе в ближайшее время», – уверенно констатирует Адамов.

По его словам, в работе власти уже было 18 проектов жилищного кодекса, а воз и ныне там. Для кардинального же решения проблем ЖКХ нужно несколько основных моментов — деньги и политическая воля. Главное — передать все вопросы управления жильем в руки собственников, но это не может происходить отдельно от передачи ответственности за жилой фонд.

«Если мы хотим управлять, мы, безусловно, должны и отвечать за состояние жилого фонда». – говорит глава федерации работодателей ЖКХ.

Вот тут и возникает главный вопрос  — кто же захочет и главное сможет отвечать за, допустим, капитальные ремонты 5-ти или 9-этажных домов?

Вот и выходит, что на данный момент около 20% жилого фонда новостроек обслуживают дочерние компании застройщика или нанятые им частные ЖЭКи. Ведь в новом доме никаких особых проблем с обслуживанием и ремонтом не возникает, а квартплата в 2,5 раза больше, чем в старом жилом фонде.

Власть – ЖЭКам, контроль — государству

В свою очередь поддерживает идею министерства  директор «Института города» Александр Сергиенко. По его словам, в приватизации ЖЭКков нет ничего плохого, но главное создать такие условия игры, чтобы деньги поступали напрямую в ЖЭКи, а не в райжилуправления, как это происходит сейчас.

«ЖЭКи должны бороться за клиента, но главное чтобы райжилуправления не сохранили свое давление на них. ЖЭКи должны стать свободными. Также очень важно, чтобы в новых обстоятельствах деятельность ЖЭКов была публичной и прозрачной. Вплоть до того, чтобы они вывешивали на сайт все цифры расходов и доходов, и каждый житель мог контролировать этот процесс», – отмечает Сергиенко.

Директор «Института города» уверен, что контроль над переходом от старых к новым условиям экономических отношений должно взять на себя государство. «Чтобы ЖЭКи не сели на голову жителям, ведь можно выписать такие условия договора, что человек останется бесправным перед ЖЭКом», – убежден Сергиенко.

По мнению руководителя организации «Центр способствования жилищным и муниципальным реформам» Виктории Погореловой, главное и первостепенное —  освободить сферу ЖКХ от функций социальной защиты.

«Социальная помощь должна быть реформирована в сторону монетизации – человек должен получать на руки реальные средства, которыми будет расплачиваться за услуги ЖКХ, а не пользоваться льготами. Ведь зачем бизнесу приходить в ту сферу, где есть огромное бремя социальной защиты?» — утверждает Погорелова.

Сколько будет стоить удовольствие

Что же будет с и без того немаленькой квартплатой после реформы — пожалуй, один из главных вопросов, волнующий украинцев. Ведь платить придется уже не только за обслуживание домов и придомовых территорий, но и за управление всем этим процессом. На данный момент местные органы власти утверждают расчеты тарифов как коммунальных ЖЭКов, так и частных жилищных организаций. Но будут ли все частные компании и в дальнейшем  согласовывать свои расценки с муниципальной властью? И какой же процент будет брать с граждан управляющая компания за свою работу? В мировой практике расценки управляющей компании составляют 6-8% суммы затрат на содержание дома. Можно смело предположить, что в украинской практике эта цифра будет намного выше.

Кстати, де-юре жильцы смогут сменить управляющую компанию, как только возникнет недовольство ее работой и, как говорится, как только душа пожелает, но на деле — это нелегкая задача. Ведь нужно будет, как минимум, собрать подписи всех жильцов, чтобы выразить компании недоверие, а, как максимум, объясниться с ее владельцами без скандала с их стороны и заставить уйти.  

Что ж украинским потребителям услуг ЖКХ остается немного подождать, чтобы понять, куда дует ветер реформ и не попасть впросак в новых условиях рыночной игры.

НА ЗАМЕТКУ

ОСМД в Украине пока редкость

В Украине – 250 тысяч многоэтажных домов, тогда как общества совладельцев многоквартирных домов созданы лишь в 15 тысячах. Все остальные пока что находятся на ответственности 5,5 тысяч коммунальных ЖЭКов. И все же ветер перемен дует в сфере ЖКХ уже около 8 лет. Именно в 2005 году Государственным комитетом Украины по ЖКХ был утвержден Порядок определения исполнителя жилищно-коммунальных услуг в жилом фонде, а правительством принят Порядок проведения конкурса на право предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Сегодня в Украине присутствуют около 70 управляющих компаний и 500 частных фирм, которые обслуживают жилье. К примеру, ООО «Жилищно-коммунальный союз Украины» ведает более 7 млн квадратных метров жилья в 12 городах Украины. Задуманная же Министерством реформа планирует увеличить количество таких управляющих компаний в разы.

Читайте также по теме