В Киеве грядет «шашечная революция»: сразу после «Евро-2012» власти планируют очистить столицу от «грачей». Верховная Рада уже готовит законопроект «О такси», который обяжет извозчиков работать исключительно легально. Кроме того, планируется оборудовать автомобили терминалами и счетчиками, ввести регулярную аттестацию и техосмотр. Согласно законопроекту на работу будут брать только водителей со стажем, к тому же вежливых и образованных. Особые требования выдвигаются и к техническому состоянию транспорта. Хозяев «Lanos» и «Chevrolet» попросят таксовать в других городах. А киевлян и гостей столицы должны возить авто исключительно класса D («Audi A4», BMW 3, «Honda Accord»), причем выкрашенные в один цвет, предположительно зеленый, и с «шашкой» единого образца. Ну а пока инициативы властей остаются только на бумаге, таксистами все чаще оказываются подозрительные личности, да еще на сомнительных «железных конях»… Кто эти люди и почему, вызывая авто одной компании, к нам приезжают совсем другие, решил разобраться «ГолосUA».
ОТПРАВЬ SMS — ПОЛУЧИ РАБОТУ—
Каким должен быть идеальный водитель киевского такси? Порядочным, умным, образованным, ну и, конечно же, без криминального прошлого! И еще – желательно на новой иномарке. А что мы видим на самом деле? Даже пользуясь услугами приличной компании, есть большие шансы нарваться на подозрительных извозчиков, да еще и на прокуренных колымагах с открытым окном вместо кондиционера. Кто и как берет таких шоферов на работу, какие критерии отбора и есть ли у них право возить киевлян? Мы решились на эксперимент, чтобы выяснить, как же попадают нынче на работу в службу пассажироперевозок. Взяли старенькую «копеечку», придумали легенду-биографию о криминальной юности и отправились искать место под солнцем.
— Друг, с работой не поможешь? – обращаюсь к бывалому водиле лет 50, припарковавшему свой «Lanos» прямо у входа вокзала. – Машинка у меня, правда, старенькая, и судимость есть. Поэтому на работу брать никто не хочет…
Мужчина измерил меня взглядом, порылся в бардачке и вручил корпоративную газету «Киевское такси».
— На вот, отправь по этому номеру sms, — указал пальцем на первую страницу. — Никого не волнует твоя биография и какая у тебя за машина, главное – желание!
Не может быть! На бумаге черным по белому написано: «Прием на работу по sms». Ниже — два мобильных контакта и инструкция. Нужно отправить сообщение, указать номер своего авто, марку и цвет. В ответ получишь позывной, пароль, а также настройки для программы, которую нужно установить на свой сотовый. Через нее и получай заказы. Никаких тебе разговоров с начальством, собеседований, потраченных нервов, аттестаций транспорта…
Иными словами — руководству компании видать все равно, кто работает под ее прикрытием, будь-то маньяк или убийца. Ему самое важное, чтобы каждый вечер вовремя «отстегивали» 10 процентов выручки на счет хозяина. Но и тут все анонимно. Деньги можно завозить в офис лично или же перечислять через терминал «24 НОН СТОП».
Выходит, если с клиентом что-то произойдет, найти концы будет невозможно. Ведь никто не оформляет по sms официально. А значит, работодатель в случае ЧП от нечистого на руку сотрудника сразу открестится: дескать, не числится у нас такой. И поди докажи обратное!
— Половина извозчиков в городе так и работает, — делится таксист Руслан. — Пахать на хозяина невыгодно, «грачевать» — нестабильно. Вот все на мобильный сервис и подсели. Большинство киевских фирм подключены к нему, потому на своем сотовом мы видим 70% всех столичных заказов. Выбираешь самый подходящий, ставишь в программе галочку напротив вызова и бронируешь его. Отвез клиента — ждешь следующего, но уже на том месте, где припарковался. Бензин попусту в поисках пассажира жечь не надо. Выгодно.
По словам Руслана, в конце смены нужно перевести процент в центральный офис и получить пролонгацию аккаунта еще на день. Кто вздумает «кинуть» — получит заблокированный пароль.
ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТОВ НИКОГО НЕ ВОЛНУЮТ
Отправляем sms с вымышленным номером и маркой авто. Через несколько минут в ответ приходит мой позывной и ссылка на программку mobile taxi. Сервис напоминает своего рода чат. На экране мобильного появляются адрес клиента, а также пункт назначения. Просчитывается расстояние и тариф. Например, 40 грн – 10,91 км: Харьковский – Лавра; 56, Харьковское шоссе – 12, ул. Иванова Андрея. /> Делаем эксперимент. Вызываем машину от станции метро «Святошин» на Крещатик. Поездка стоит 45 грн. Через несколько секунд программа mobile taxi выбивает мой заказ. Беру его себе, а в конце смены через терминал перечисляю новому работодателю 4 грн 50 коп.
Но уже утром звоню в диспетчерскую с жалобами: мол, вызывал вчера машину для жены. Так вот ваш водитель начал к ней приставать, она еле успела выскочить из салона. Даже телефон свой оставила. В конце называю марку и номер автомобиля.
В диспетчерской клятвенно обещают разобраться. Но до конца дня работодатель с шофером-маньяком так и не связался, а программа mobile taxi беспрепятственно впустила «неблагонадежного извозчика» в базу клиентов.
Неужели бизнесменов, которые курируют рынок такси, настолько не волнует судьба своих клиентов? Ведь получается, что поводом для разбирательства с водителем может послужить исключительно ЧП. Так стоит ли чиновникам ждать момента, когда эта бомба замедленного действия рванет?
ОФИЦИАЛЬНО
Александр ПОПОВ, глава КГГА:
— Сегодня рынок такси крайне сложно назвать честным и современным. Мы имеем в наличии автомобили, не прошедшие ТО, они эксплуатируются по 10-15 лет и опасны для пассажиров. Я уже не говорю о квалификации некоторых водителей! Наша задача — сделать так, чтобы этот вид транспорта был комфортным, безопасным и с высоким качеством обслуживания. Никаких законодательных инициатив пока не наработано, никаких ограничений не введено. В этом году внедрить изменения в работу такси мы не сможем. Прежде всего, нужно донести это до всех участников рынка, получить обратную реакцию, дать всем время подготовиться. Думаю, реальные изменения произойдут не раньше следующего года.