Чего изволите в такси: маньяк, убийца или псих?

В Киеве грядет «шашечная революция»: сразу после «Евро-2012» власти планируют очистить столицу от «грачей». Верховная Рада уже готовит законопроект «О такси», который обяжет извозчиков работать исключительно легально. Кроме того, планируется оборудовать автомобили терминалами и счетчиками, ввести регулярную аттестацию и техосмотр. Согласно законопроекту на работу будут брать только водителей со стажем, к тому же вежливых и образованных. Особые требования выдвигаются и к техническому состоянию транспорта. Хозяев «Lanos» и «Chevrolet» попросят таксовать в других городах. А киевлян и гостей столицы должны возить авто исключительно класса D («Audi A4», BMW 3, «Honda Accord»), причем выкрашенные в один цвет, предположительно зеленый, и с «шашкой» единого образца. Ну а пока инициативы властей остаются только на бумаге, таксистами все чаще оказываются подозрительные личности, да еще на сомнительных «железных конях»… Кто эти люди и почему, вызывая авто одной компании, к нам приезжают совсем другие, решил разобраться «ГолосUA».

ОТПРАВЬ SMS — ПОЛУЧИ РАБОТУ

Каким должен быть идеальный водитель киевского такси? Порядочным, умным, образованным, ну и, конечно же, без криминального прошлого! И еще – желательно на новой иномарке. А что мы видим на самом деле? Даже пользуясь услугами приличной компании, есть большие шансы нарваться на подозрительных извозчиков, да еще и на прокуренных колымагах с открытым окном вместо кондиционера. Кто и как берет таких шоферов на работу, какие критерии отбора и есть ли у них право возить киевлян? Мы решились на эксперимент, чтобы выяснить, как же попадают нынче на работу в службу пассажироперевозок. Взяли старенькую «копеечку», придумали легенду-биографию о криминальной юности и отправились искать место под солнцем.

— Друг, с работой не поможешь? – обращаюсь к бывалому водиле лет 50, припарковавшему свой «Lanos» прямо у входа вокзала. – Машинка у меня, правда, старенькая, и судимость есть. Поэтому на работу брать никто не хочет…

Мужчина измерил меня взглядом, порылся в бардачке и вручил корпоративную газету «Киевское такси».

— На вот, отправь по этому номеру sms, — указал пальцем на первую страницу. — Никого не волнует твоя биография и какая у тебя за машина, главное – желание!

Не может быть! На бумаге черным по белому написано: «Прием на работу по sms». Ниже — два мобильных контакта и инструкция. Нужно отправить сообщение, указать номер своего авто, марку и цвет. В ответ получишь позывной, пароль, а также настройки для программы, которую нужно установить на свой сотовый. Через нее и получай заказы. Никаких тебе разговоров с начальством, собеседований, потраченных нервов, аттестаций транспорта…

Иными словами — руководству компании видать все равно, кто работает под ее прикрытием, будь-то маньяк или убийца. Ему самое важное, чтобы каждый вечер вовремя «отстегивали» 10 процентов выручки на счет хозяина. Но и тут все анонимно. Деньги можно завозить в офис лично или же перечислять через терминал «24 НОН СТОП».

Выходит, если с клиентом что-то произойдет, найти концы будет невозможно. Ведь никто не оформляет по sms официально. А значит, работодатель в случае ЧП от нечистого на руку сотрудника сразу открестится: дескать, не числится у нас такой. И поди докажи обратное!

— Половина извозчиков в городе так и работает, — делится таксист Руслан. — Пахать на хозяина невыгодно, «грачевать» — нестабильно. Вот все на мобильный сервис и подсели. Большинство киевских фирм подключены к нему, потому на своем сотовом мы видим 70% всех столичных заказов. Выбираешь самый подходящий, ставишь в программе галочку напротив вызова и бронируешь его. Отвез клиента — ждешь следующего, но уже на том месте, где припарковался. Бензин попусту в поисках пассажира жечь не надо. Выгодно.

По словам Руслана, в конце смены нужно перевести процент в центральный офис и получить пролонгацию аккаунта еще на день. Кто вздумает «кинуть» — получит заблокированный пароль.

ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТОВ НИКОГО НЕ ВОЛНУЮТ

Отправляем sms с вымышленным номером и маркой авто. Через несколько минут в ответ приходит мой позывной и ссылка на программку mobile taxi. Сервис напоминает своего рода чат. На экране мобильного появляются адрес клиента, а также пункт назначения. Просчитывается расстояние и тариф. Например, 40 грн – 10,91 км: Харьковский – Лавра; 56, Харьковское шоссе – 12, ул. Иванова Андрея. /> Делаем эксперимент. Вызываем машину от станции метро «Святошин» на Крещатик. Поездка стоит 45 грн. Через несколько секунд программа mobile taxi выбивает мой заказ. Беру его себе, а в конце смены через терминал перечисляю новому работодателю 4 грн 50 коп.

Но уже утром звоню в диспетчерскую с жалобами: мол, вызывал вчера машину для жены. Так вот ваш водитель начал к ней приставать, она еле успела выскочить из салона. Даже телефон свой оставила. В конце называю марку и номер автомобиля.

В диспетчерской клятвенно обещают разобраться. Но до конца дня работодатель с шофером-маньяком так и не связался, а программа mobile taxi беспрепятственно впустила «неблагонадежного извозчика» в базу клиентов.
Неужели бизнесменов, которые курируют рынок такси, настолько не волнует судьба своих клиентов? Ведь получается, что поводом для разбирательства с водителем может послужить исключительно ЧП. Так стоит ли чиновникам ждать момента, когда эта бомба замедленного действия рванет?

ОФИЦИАЛЬНО

Александр ПОПОВ, глава КГГА:

— Сегодня рынок такси крайне сложно назвать честным и современным. Мы имеем в наличии автомобили, не прошедшие ТО, они эксплуатируются по 10-15 лет и опасны для пассажиров. Я уже не говорю о квалификации некоторых водителей! Наша задача — сделать так, чтобы этот вид транспорта был комфортным, безопасным и с высоким качеством обслуживания. Никаких законодательных инициатив пока не наработано, никаких ограничений не введено. В этом году внедрить изменения в работу такси мы не сможем. Прежде всего, нужно донести это до всех участников рынка, получить обратную реакцию, дать всем время подготовиться. Думаю, реальные изменения произойдут не раньше следующего года.

Читайте также по теме