Накануне Конституционный суд Республики Молдова (РМ) в очередной раз ограничил полномочия действующего президента страны Игоря Додона. Отныне главе государства окончательно запрещено одобрять или отклонять назначения министров, подписывать документы международного значения и создавать специальные комиссии.
Таким образом, молдовский лидер фактически оказался отстраненным от власти. Как утверждают обозреватели, в РМ завершился «бескровный переворот», который чреват усугублением и без того сложной обстановки в раздираемом противоречиями государстве.
Сразу следует оговориться. По своему политическому устройству Молдова является парламентской республикой, и президент в ней выполняет представительские функции. Но переоценить эти немногочисленные функции крайне сложно. В частности, в его компетенцию входят утверждение состава правительства и проведение переговоров на высшем уровне. Глава государства вправе всего единожды отклонить кандидатуру того или иного министра: в случае повторного нежелания утвердить назначение, высший судебный орган может передать соответствующие полномочия премьер-министру или спикеру парламента.
Президент Додон подвергся этой процедуре трижды. В октябре прошлого года, после того, как не поддержал кандидатуру министра обороны Эуджена Стурдзы, в декабре 2017-го, когда отклонил законопроект о запрете российских телепрограмм на местном ТВ, и неделю назад, когда «не дал ход» петиции на получение Кишиневом финансовой помощи от МВФ и ЕС. Согласно решению КС РМ, И. Додон нарушил статью 93 Конституции Молдовы, а также президентскую присягу, «ставя палки в колеса евроинтеграции и препятствуя формированию правительственных структур». Предполагается, что уже в течение ближайших нескольких дней вся полнота власти в Молдове окажется в руках молдовского премьера Павла Филипа и руководителю парламента Андриану Канду.
«Получилось довольно символично, — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA американский политический обозреватель Джереми Питтерс. – Додон является откровенно пророссийским политиком, поддерживающим присоединение Крыма к России и регулярно контактирующим с Владимиром Путиным. Представители же прорумынской (унионистской) демократической партии РМ Филип и Канду отстаивают европейский вектор развития Молдовы. Образно выражаясь, столкнулись две силы, и в этом столкновении Додон, похоже, проиграл». Впрочем, сдаваться молдовский президент явно не собирается. В своем выступлении в Кишиневе он заявил, что намерен инициировать проведение всенародного референдума относительно целесообразности своего присутствия на занимаемом посту. «Конституционный суд играет под дудку правящего режима демократов, — отметил, в частности, он. – Я принял решение не уступать врагам, изменить Конституцию и стать полноправным президентом, который будет заботиться о согражданах и стране». Следует особенно отметить, что среди рядовых молдован у действующего главы государства достаточно много сторонников, которые в случае необходимости готовы выйти с протестными акциями на улицы. «А вот подобное уже чревато не только массовыми манифестациями, но и уличными столкновениями, которые наверняка приведут к жертвам и арестам, — отмечает молдовский эксперт Ион Сырбу. – Именно в этом и заключается вся опасность политического кризиса в нашей стране».
И не только в этом. При окончательной дестабилизации обстановки в Молдове Россия усилит свое военное присутствие в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике, а Румыния предложит команде Филипа – Канду помощь в подавлении антиправительственных выступлений. Кстати, румынский президент Клаус Йоханнис неоднозначно дал понять, что его страна внимательно следит за ситуацией в соседней Молдове, и по возможности постарается не допустить дестабилизации обстановки у границ Евросоюза.
Выходом из сложившейся ситуации могут стать парламентские выборы в РМ, проведение которых намечено на ноябрь нынешнего года. Но, как полагают аналитики, сохранить общественное спокойствие до даты нового плебисцита Кишиневу не удастся.