Война «Привата» и «Рошена» началась. Война, а не АТО и уж тем более не шантаж и не запугивание. В этой войне должен остаться только один победитель. В ней уже есть первые жертвы: лидер партии «Укроп» Корбан, которого судят в Чернигове и первый «котел» — В Днепропетровской области. Кто бы что не писал о том, что арест «главного укропа» мобилизует электорат Филатова, тот может попрощаться с креслом градоначальника и сказать большое спасибо, что из котла удалось выбраться живым: мандат охраняет соратников Коломойского.
Сам олигарх пришел на войну с поднятыми руками, предложив договариваться, а не стрелять, но белый флаг Игорь Валерьевич не выбросил. А это означает, что в любой момент он может поднять против Порошенко тяжелую артиллерию — от добровольческих батальонов до банка «Приват». О том, что «днепропетровский синдикат» умеет стрелять уже доказали снайперы, сегодня ночью обстрелявшие кабинет генпрокурора Шокина на Резницкой. Это говорит о том, что обе стороны готовы к силовому решению спора. Все остальное: захват фронтовика Корбана и признания радикала Мосийчука, «список Шокина» и повестки депутатам Оппозиционного блока, митинги в Днепропетровске и майданы под Кабмином – всего лишь эпизоды разворачивающейся перед нами грандиозной битвы титанов.
По логике, она должна была начаться после зимы, когда необходимо было бы снимать правительство и искать крайних за отопительный сезон, тарифы и курс доллара. Тем не менее, начало войны «Рошена» и «Привата» совпало с сакральной датой — годовщиной Евромайдана.
Разумеется, главный вопрос тут: кто «произвел выстрел в Сараево»? Почему прозвучал он после выборов в местные советы, и накануне годовщины «революции гидности», омрачая праздник патриотам, хотя «паковать» Корбана и его побратимов можно было еще после черниговской избирательной кампании? Нарушений, фальсификаций, конвертационных центров там было не меньше, чем в Киеве или Днепропетровске. А если порыться в прошлом рейдера №1, то там не то, что на несколько статей — на полновесный том УКК тянет.
Прокурор ГПУ Куценко объяснил, почему следственные действия проводились длительное время. "Почему так долго действовали — недолго. Как говорил герой одной классической киноленты: "чтоб не спугнуть крупную рыбу". Именно поэтому проводилась широкомасштабная операция, исследовались доказательства, проводились оперативные мероприятия. Чтобы факты были основательно исследованы и мы накрыли именно всю преступную группировку", — подчеркнул прокурор.
Однако нетрудно сопоставить заявления посла США в Украине, требующего от Порошенко немедленно уволить генерального прокурора и арест «фронтовика» Корбана, чтобы понять, что между этими событиями существует прямая связь. Накануне «черной субботы» Джефри Пайетт поставил ультиматум Президенту: немедленно снять главу ГПУ, который тормозит все антикоррупционные реформы. При этом американцы обещали заблокировать поток финансовой помощи, если Порошенко не послушается. Более того, западные «партнеры» привели сразу в действие майданную схему: к дому Порошенко отправился «Автомайдан» во главе с активистом Егором Соболевым, под ГПУ активисты, подбиваемые нардепами Лещенко и Найемом («певцы» революции гидности) повесили чучело «Порошонкина», а журналисты–грантоеды немедленно обнаружили у генпрокурора незадекларированную недвижимость. В общем, классика жанра.
В ответ, Порошенко вместо того, чтобы сдавать своих, как сделал Янукович, выводит Шокина из под удара. Он дает приказ на арест лидера «Укропа» и приносит амерам голову соратника Коломойского. Казалось бы, беспроигрышный ход, поскольку еще весной посольство США принимало самое деятельное участие в отстранении лидера «Привата» от руководства Днепропетровской областью. Все, конечно же, помнят публичные рейдерские скандалы с участием Коломойского и его вооруженных группировок в марте прошлого года: Игорь Валерьевич без всякого стеснения с оружием в руках в центре Киева защищал свое право доить бюджет и контролировать нефтяные потоки «Укрнафты» и «Укртатнафты». Порошенко тогда несколько растерялся, и урегулировать вопрос пришлось лично послу США Джефри Пайетту. Коломойского сначала вызвали в посольство сами понимаете какой страны, а уж потом в АП, где стороны пришли к согласию: глава «днепропетровского синдиката» соглашался покинуть государственный пост в обмен на въезд в США и сохранение частичного контроля над своей бизнес-империей. А накануне выборов Президент и Коломойский договорились о взаимном ненападении: Игорь Валерьевич выкинул со своего телеканала 1+1 «Савик Шустер шоу», а Порошенко прикрыл глаза на электоральную активность гасконцев.
Однако, итоги местных выборов, где президентская сила показала, мягко говоря, далеко не лучший результат, также стали причиной вспыхнувшего конфликта между двумя олигархическими группировками.
Глава государства затеял спецоперацию «Шабат, шалом» после того, как днепропетровцы перешли «красную черту». Корбану могли простить убийства и рейдерство, создание частной армии и ликвидацию монополии государства на применение силы. Но ликвидацию монополии государства на фальсификацию выборов простить не смогли. Судя по всему, лидер «Укропа» сядет, но задача все же не в этом. Ниточка, тянущаяся от Корбана, должна привести к Коломойскому. Американцы четко дали понять, что ждут от Порошенко не ареста сподвижников, а «голову» владельца «Привата». О том, что Коломойский может составить компанию Корбану на нарах, вчера сказал заместитель Генпрокурора Давид Сакварелидзе. Тоже очень важный факт, поскольку Сакварелидзе является прямой креатурой Госдепа в надзорном ведомстве. Интересно получается: Шокин презентует список посадок своего имени (в котором есть все — начиная от Оппозиционного блока и заканчивая «Самопомощью»), а его правая рука в ГПУ прямо намекает на возможный арест Игоря Валерьевича.
Разумеется, никого не может обмануть шоу с раздачей повесток прямо на согласительном совете ВР. Порошенко решил просто соответствовать требованиям патриотической общественности насчет справедливости «кровавых репрессий». Ведь вместо того, чтобы требовать немедленного освобождения политического заключенного Корбана, активисты майданов начали пенять власти на непропорциональность системы посадок. Дескать, нельзя сажать только Укроп, РПЛ и «Свободу», — необходимо проводить чистки и в лагере приспешников режима Януковича. Порошенко внял гласу народа, в итоге чего повестки в ГПУ получили видные депутаты от Оппо-блока и кое-кто из «Самопомощи». Надо заметить, что в отличие от того же Корбана, кричавшего при задержании «куда вы меня тащите, сволочи, я за вас в танке горел», оппозиционеры Левочкина-Фирташа с улыбками на лицах кинулись сотрудничать с Генеральной прокуратурой. Вилкул ради такого случая немедленно приехал из Польши, а Новинский прервал свой визит в Россию. Заметим, это в то время, как некоторые члены «днепропетровского синдиката» позорно сбежали за границу — как констатировал Шокин. Понятно, что расклад здесь несколько иной. Если с помощью повесток ОБ, «Батькивщину» и «Самопомощь» будут принуждать к голосованиям за особый статус Донбасса внутри коалиции, то в случае с «Приватом» речь идет о войне на уничтожение. А глядя на это и Ахметов с Пнчуком станут куда сговорчивей…
«Любой политик, который входит в политическую оппозицию и мешает жить Президенту, может попасть в поле зрения правоохранительных органов». Такую точку зрения высказал политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
«Президент сейчас попытается сбалансировать информационную картинку. То есть следующими могут оказаться какие-то представители бывшей Партии Регионов. Но в зоне риска находится и Радикальная партия, возможно, кто-то из «Самопомощи», «Батькивщины». Это те люди, которые являют собой политическую оппозицию Президенту».
Хватит ли у Порошенко сил нанести решающий удар? Или как кеглю собьют его самого? Пока у гаранта есть только две степени защиты: Грицак из СБУ и Шокин из ГПУ. Если гарант нации сдаст своего «генерального кума», то система защиты ослабнет. Тем более, что и «Днепропетровский синдикат» не отступится. Никого не должна обманывать формальная сдача Коломойским своего сподвижника Корбана: олигарх просто пожертвовал пешкой, чтобы сохранить короля. И — королеву. Несложно заметить, что активизировалась Тимошенко: Юлия Владимировна вышла на Тарифный Майдан Ляшко и вместе с главным радикалом ставит палатки под Верховной Радой. Опять же, заметим: из-под Кабмина «тарифники» уходят и перемещаются под стены ВР, нервируя винницкого мальчика и большого друга Президента спикера Гройсмана. Он справедливо подозревает, что после снижения тарифов тандем Тимошенко-Ляшко начнет требовать досрочных парламентских выборов. Недаром же лидер радикалов уже пообещал Раде «армянский сценарий» в виде расстрела прямо в сессионном зале.
Может ли тарифный майдан оперативно превратиться в революцию гидности-2? Не исключено, поскольку у Коломойского для этого есть средства, люди и опыт. Кроме того, в парламенте формируется антипрезидентская коалиция из радикалов, «Батькивщины», «Самопомощи» и «Возрождения». Оба этих фактора выглядят угрожающими для гаранта нации. Поодиночке они могут и не сработать, а вот вместе представляют ударную силу. Недаром же глава АП Борис Ложкин уже третий день порывается сбежать с Банковой и пишет заявления об увольнении. Тревожный знак: не верит, значит, в безоговорочную победу шефа…
К слову, тот же Бортник считает, что арест политика Геннадия Корбана может спровоцировать новый виток антипрезидентских митингов.
«Мы входим в период нового Майдана, очень сильной политической турбулентности. Президент, прижимая «Приват» к стенке, превращает его в крысу, которая готова вцепиться в горло», — отметил Р. Бортник. По его словам, в компанию «Приват» входят тысячи людей вроде Корбана, которые делали бизнес и инвестировали в политику. Более того, политолог напомнил, что партия «Укроп», которой руководил арестованный, получила в результате выборов более тысячи мест в местных советах. «Это очень реактивная масса людей, которые имеют боевой опыт, которые не привыкли играть по каким-либо правилам, социальным, правовым. Ситуация крайне обострилась», — подчеркнул политолог. И она перейдет в кризисную фазу, если Коломойский решится на обвал своего банка «Приват». По некоторым слухам, Игорь Валерьевич не будет жалеть банк: он давно вывел большинство активов за границу (занялся этим в марте нынешнего года). Зато крах «Привата» спровоцирует скачок курса, а то и вообще обвал банковской системы, поскольку банк Коломойского является лидером по депозитам (25% всех сбережений населения и предприятий хранятся буквально в кармане Игоря Валерьевича). Вот это и есть самая грозная и сильная армия «обманутых вкладчиков», которую Беня бросит против Порошенко, а вовсе не добровольческие батальоны, которые будут лишь контролировать восстание на улицах – если Беня пойдет на реванш. У Порошенко же остался всего один шанс — максимально накалять ситуацию, в надежде, что противник не выдержит психологических и силовых атак. Но ресурс у гаранта нации небольшой. Он может либо национализировать «Приват» либо запустить процедуру отставки правительства Яценюка. Однако, подобные действия в разгар провального отопительного сезона, слабой поддержки власти на местах региональными элитами (зафиксировано на выборах), скачка доллара могут вообще перевернуть раскачиваемую лодку под названием «Украина», которая и так уже черпает бортами. Порошенко при таком раскладе не сможет выплыть. Более того, — потянет на дно и всю страну.