Внезапное возникновение в украинском и мировом информационном пространстве фамилии американского политтехнолога Манафорта, сегодня, в первую очередь, связывают с обнародованием в Украине так называемой «амбарной книги» или «черной бухгалтерии» Партии регионов.
27 мая 2016 года генерал Службы безопасности Украины Виктор Трепак публично заявил о передаче им Национальному антикоррупционному бюро Украины серьезных материалов, освещающих политическую коррупцию в государстве. В то же время Глава СБУ Василий Грицак отметил, что в национальной спецслужбе не знали о передаче Виктором Трепаком «черной бухгалтерии» Партии регионов НАБУ. Также руководитель спецслужбы сообщил, что сотрудник СБУ Виктор Трепак, «прекрасно знающий украинское законодательство и нормы закона» был обязан «как минимум, доложить рапортом главе СБУ об обстоятельствах получения этой информации». Однако кто-то или что-то заставило генерал-майора Трепака действовать в обход действующего законодательства.
Следует отметить, что первые публикации о расходах с «черной кассы» Партии регионов начали появляться еще в феврале 2014 года, после захвата общественными активистами резиденции экс-президента беглого Виктора Януковича. Тогда же были предприняты первые попытки продать «амбарную книгу» правоохранителям за сумму, эквивалентную 50 тысячам долларов США. Желающих ее приобрести так и не нашлось. В этом нет ничего удивительного, ведь как выяснилось позже, материалы «черной бухгалтерии» Партии регионов, в которых фигурируют фамилии десятков политических и государственных деятелей Украины, и которые якобы раскрывают коррупционные механизмы формирования украинской власти, не могли стать основанием для осуждения этих людей. Но все же нашелся кто-то не из числа украинских правоохранителей, кто приобрел этот «архив», придержал и передал его генералу СБУ Трепаку в 2016 году. Трепак назовет эти бумаги «серьезными документами», в то время как это лишь записи, которые могли быть использованы как косвенные доказательства и, по сути, есть записками какого-то человека, которому нужно было составлять отчет о потраченных средствах. Никаких возможностей изъять сами средства или установить фактические обстоятельства их передачи у правоохранительных органов не было и не могло быть в связи с истечением значительного количества времени. Этого не мог не понимать профессионал Виктор Трепак. Поэтому целью было что-то совсем другое.
В августе 2016 года в украинских и международных СМИ начала активно обсуждаться тема причастности Пола Манафорта, в то время ведущего консультанта штаба кандидата в президенты США Дональда Трампа, к «черной кассе» Партии регионов. Согласно информации, распространенной НАБУ и украинскими журналистами 18 августа 2016 года, Манафорт мог получить в период 2007-2012 гг. около 13 млн. долларов США за свою работу на Партию регионов. В обнародованных НАБУ документах фамилия Манафорта вспоминается 22 раза. В то же время в НАБУ отметили, что наличие фамилии Манафорта в обнародованных «списках» не означает, что он действительно получил эти средства, ведь в графе получателей содержатся подписи других лиц. Возникает вопрос: для чего обнародовать эти документы таким слишком формальным способом — путем размещения их на официальном сайте НАБУ? Ответ на него очень прост: для того, чтобы предоставить сведениям, которые не могут быть ничем подтверждены, максимально официальный статус.
В этом случае даже Виктор Трепак, который был полностью осведомлен с обстоятельствами передачи материалов «черной бухгалтерии» Партии регионов НАБУ и дальнейшего их использования, понял, что «пахнет жареным», решил отстраниться от их обнародования ведомством Артема Сытника. «Не хочу говорить о том, как часть материалов касательно Манафорта была целенаправленно «слита» в публичную плоскость при расследовании этого дела НАБУ и использована в ходе президентской кампании в США (этот вопрос для отдельного исследования аудиторов НАБУ и возможного расследования соответствующих правоохранительных органов)», — заявил экс-заместитель главы СБУ Виктор Трепак. Хотя и признал, что расследование по Полу Манафорту, которое существенно повлияло на политические расклады в США, началось, в том числе, на основе материалов «черной бухгалтерии» Партии регионов, которые в мае 2016 года были переданы им НАБУ.
Не остался в стороне от обнародования материалов дела Манафорта и антикоррупционер Сергей Лещенко. «Петр Порошенко хочет продать Трампу сделку: мы прячем дело Манафорта, а вы становитесь нашим лучшим другом», — заявил Голосу Америки депутат ВРУ и антикоррупционер Сергей Лещенко. Именно он опубликовал копии документов тайного журнала Януковича, в котором говорилось о том, что Манафорт получил до 12,7 миллиона долларов. В 2017 году Сергей Лещенко передал документы Федеральному бюро расследований США и украинским прокурорам.
Сегодня ни для кого не секрет, что деятельность НАБУ и отдельных антикоррупционных организаций, с момента их создания, рассматривается в ключе тесного сотрудничества с представителями США в Украине и «фан-клуба» НАБУ, который состоит из антикоррупционных общественных организаций и отдельных экспертов по борьбе с коррупцией, которые претендуют на то, чтобы быть лидерами общественного мнения. Различные тренинги, предоставление финансовой и материально-технической помощи — это все отдельные проявления такого тесного сотрудничества. Но «сотрудничество с представителями США» является термином слишком общим, ведь мы понимаем, что в США существует деление политических сил на «республиканцев» и «демократов».
Для полного осознания ситуации, напомним, что создание НАБУ, как и назначение в апреле 2015 года его директором Артема Сытника, произошло во время каденции представителя Демократической партии США — президента Барака Обамы. 8 ноября 2016 года в США состоялись выборы, а 20 января 2017 года президент США и представитель Республиканской партии Дональд Трамп, который победил кандидата от Демократической партии, торжественно принял присягу президента. Еще до выборов президента США, 23 августа 2016 года, Чрезвычайным и Полномочным послом США в Украине была назначена Мари Йованович. Она одновременно стала ответственной за проект «НАБУ» и сотрудничество с общественным сектором, ориентированным на Вашингтон, а точнее — на гранты из бюджета США. Все это наследство в лицах Лещенко, Шабунина, Сытника и других, она получила от своего предшественника – посла Пайетта, кандидатуру которого еще в 2013 году тот же президент-демократ Барак Обама предложил в качестве посла США в Украине.
Возвращаясь к «черной бухгалтерии» Партии регионов, следует признать, что сегодня чрезвычайно важен ответ на вопрос: почему вообще появилась эта «амбарная книга» регионалов, почему именно эти люди ее обнародовали и какой была основная цель этого действия. Обязательно надо отметить, что кроме дела экс-главы Центральной избирательной комиссии Украины Михаила Охендовского, которое пока еще далеко от какого-то логического завершения, из «амбарной книги» Партии регионов больше ни одно дело «не родилось». Директор НАБУ Артем Сытник, ведомство которого более года занималось изучением «черной бухгалтерии» правящей партии режима Януковича, особенными успехами похвастаться так и не смог.
Совсем не просто так, менее, чем за три месяца до американских президентских выборов, НАБУ обнародовало отдельные страницы «черной бухгалтерии» Партии регионов. И никакой случайности нет в том, что в этих документах фигурирует фамилия Манафорта, который на тот момент занимал должность главы избирательного штаба Дональда Трампа. В США репутация и политическая ответственность, в отличие от Украины, не пустой звук. Поэтому представители «демократов» решили по полной разыграть карту Манафорта, сгенерированную в Украине, в пользу их кандидата — Хиллари Клинтон.
Мы можем обоснованно говорить о том, что появление в информационном пространстве, благодаря генералу украинской спецслужбы Виктору Трепаку, ведомостей о «черной бухгалтерии» Партии регионов, ее частичное обнародование украинскими гражданскими активистами-антикоррупционерами и Национальным антикоррупционным бюро Украины, имеют признаки спланированной информационной кампании, которая имела целью повлиять на политическую ситуацию в Соединенных штатах Америки. Представители «демократов», которые, через посольство США в Украине, полностью контролировали НАБУ и его руководителя Артема Сытника и активистов-антикоррупционеров, привлекли в свой круг и бывшего заместителя главы СБУ Виктора Трепака. Обида на высшее руководство государства из-за увольнения с должности, сделали генерала пригодным для выполнения необходимого «демократам» действия — запуска в информационное пространство «черной бухгалтерии» Партии регионов от надежного источника. Далее, в нужный момент, через полностью подконтрольного посольству Артема Сытника, был организован «слив» части «амбарной книги» с фамилией Манафорта. Такие же «сливы», в нужный момент, были обеспечены через антикоррупционера Сергея Лещенко.
В определенный момент, осознание генералом СБУ Трепаком правовых и политических последствий таких действий для себя лично, для отечественной правоохранительной системы и для страны в целом, заставило его сделать следующее заявление: «… с момента передачи мной материалов «черной бухгалтерии Партии регионов» НАБУ 27 мая 2016 года, я ни разу публично не назвал ни одной фамилии из тех, что фигурируют в этих материалах. Я исходил из того (и говорил об этом неоднократно), что обнародование данных такого уголовного производства до принятия юридически значимых решений (объявление подозрения, направление обвинительного акта в суд и т.п.) недопустимо с точки зрения интересов правосудия». Но это уже было никому не интересно. Мавр свое дело сделал.
Интересным остаётся и тот факт, что если о свидетельствах «коррумпированности» Манафорта, полученных НАБУ из «чёрной бухгалтерии» Партии регионов в США услышали все, то заявление руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры Украины Назара Холодницкого об отсутствии доказательств преступных действий Манафорта в США никто не увидел. 26 июня 2017 года Холодницкий заявил о том, что подписи Манафорта не было ни на одной из страниц «чёрной бухгалтерии». «А информация о его вине – это пиар-технология. То есть раскрутили то, чего следствие не доказало, и сделали это ещё до того, как само следствие началось».
Нельзя не упомянуть здесь о решении Окружного административного суда города Киева от 11 декабря 2018 года, которое устанавливает юридический факт разглашения и распространения информации о гражданине США Поле Манафорте Директором НАБУ Артемом Сытником. Последствия этого решения для Артема Сытника не ограничатся лишь учетом такого решения суда в ходе аудита, поскольку проведение самого аудита сегодня не имеет определённого срока. Не только для Украины, но и для партнеров из США уже стало очевидным, что новые антикоррупционные органы не смогли заработать «по-новому». А хуже и опаснее всего то, что руководители этих органов из-за личного «величия», пиара и постепенной интеграции в прогнившую политическую систему, дискредитировали хорошую и правильную идею их создания для системного противодействия коррупции. Поэтому необходимость устранения Артема Сытника с должности директора НАБУ в частных разговорах признала даже его «куратор» из посольства США, но до последнего пыталась найти возможность обставить эту ситуацию так, чтобы выйти из нее с наименьшими репутационными потерями и сохранить собственное лицо.
Текущая политическая ситуация в США и информация, полученная из источников в Вашингтоне, свидетельствует о том, что те, кто ранее обладали протекторатом посольства США в Украине, сейчас такую защиту утратили. Также важно заметить, что возможности протекционизма со стороны посольства сегодня существенно сужены. А возможность кадровых перестановок в дипломатическом ведомстве США в Украине накануне выборов президента и парламента более, чем реальна. Ведь для президента Трампа — это освобождение от наследства, которое досталось ему от «демократов». Таким образом, еще до марта 2019 года, может произойти замена дипломатов, ответственных от США за Украину, с соответствующими последствиями для главы НАБУ и его «фан-клуба», финансирование которого за счет грантовых средств из США уже, де-факто, приостановлено.