«Черная пятница»-2019 в Украине начнется 29 ноября. Этот день ждут не только шопоголики: многие покупатели надеются, что в этот день им удастся «урвать» товар, который они хотели очень давно. Однако эксперты в области торговли предупреждают: не стоит надеяться на огромные скидки и желательно следить за ценой товара, чтобы не обмануться.
«Черная пятница» у нас и у них
Вообще «Черная пятница» — исключительно западный тренд. Большая распродажа началась в США, и традиционно она идет следующим днем после Дня благодарения, который отмечают в последний четверг ноября.
«Черная пятница», как отмечают эксперты, на Западе более честная, чем у нас. В этот день крупные торговые сети в США и Европе обваливают цены на многие товары, и это реальные скидки в 50-90%. Жители западных стран «штурмуют» торговые сети в надежде купить вещи дешевле, поэтому берут выходные и занимают очереди в магазины с ночи. Им идут навстречу, и продляют работу торговых точек до 00:00 часов, чтобы никто не ушел без покупки. В «Черную пятницу» американцы и европейцы присматривают товары не только для себя: в этот день можно купить подарки для родных и близких на Рождество и Новый год.
В Украине ситуация гораздо хуже. Эксперт-экономист Алексей Дорошенко рассказал, что наши торговые сети редко остаются в плюсе после обвала цен.
«Суть любой распродажи – сделать скидку и продать больше. Если мы говорим о США или Европе, там, в случае скидки в 50%, вы продаете вместо 1 единицы 10. В Украине со скидкой в 50% вы продаете вместо 1 единицы товара 1-2. По факту, компании и производители, и торговая сеть не может на объеме заработать больше и даже зарабатывает меньше. Исходя из этого, суть скидки для магазина, суть распродажи теряется», — рассказал А. Дорошенко.
По этой причине, по мнению эксперта, не стоит ждать настоящих скидок в период украинской «Черной пятницы».
«Мы не видим реальных распродаж. Они могли быть в 2007-2008 годах, но тогда у поставщиков не было традиции делать скидки. Сейчас эта традиция появилась, но у людей уже нет денег, чтобы по факту эти «Черные пятницы» были по-настоящему «Черными», — рассказал А. Дорошенко.
Также, по словам эксперта, очень много скидок, которые бывают и летом, и весной, и зимой, будут продвигать под брендом «Черной пятницы» — чтобы увеличить продажи.
Что говорят продавцы
Естественно, реальные скидки будут – несмотря на скептические настроения экономистов. Однако в этом есть своя хитрость, рассказала продавец-консультант с 15-летним опытом работы в крупных украинских торговых сетях Маргарита.
«Не стоит ожидать того, что цены обвалят на все позиции. Конечно, небольшие скидки будут, но в «Черную пятницу» будут продавать дешевле то, что залежалось на складах. То есть, не стоит ждать скидок на топовые модели смартфонов, планшетов, телевизоров и другой техники. В этот день торговые точки постараются избавиться именно от залежавшегося товара. Также нужно учитывать, что запас товара ограничен: естественно, техника, одежда и прочие вещи со скидкой будут продаваться до тех пор, пока не закончатся на складах», — рассказала Маргарита.
Также собеседница уверена, что реальные скидки действительно будут, но, возможно, не такие, как хотелось бы покупателям.
«Крупные торговые сети дорожат своей репутацией, поэтому вряд ли пойдут на хитрость вроде подмены ценников: например, телевизор стоил 12 тысяч, а в «Черную пятницу» ценник обновят, якобы он стоил 15 тысяч, а по распродаже стоит 12 – это очень вряд ли. Так что реальные скидки точно будут, но какими – это вопрос. Конечно, небольшое количество товаров могут продавать и со скидкой в 90%, но скорее всего таких товаров будет мало», — рассказала консультант.
Наконец, не стоит забывать о таком понятии, как паритетность.
«Дело в том, что крупные производители, такие как Samsung, Apple и прочие устанавливают примерно одинаковую цену на свои продукты в авторизированных точках продажи, таких как «Алло», «Цитрусе» и прочих. То есть, один и тот же смартфон в крупных украинских сетях может продаваться примерно по одной и той же цене, и если производители «обвалят» цены на него, то они снизятся везде. Исключение могут составлять акции, в которых, например, к смартфону идет небольшой подарок – наушники, чехол и прочее. В разных торговых сетях могут быть разные презенты, но примерно в одной ценовой категории», — рассказала Маргарита.
Как не обмануться во время «Черной пятницы»
Естественно, соблазн скупить все, что надо и не надо во время распродаж велик, как никогда. Эксперты советуют вначале присмотреть себе нужные вещи, а затем идти за ними в часы скидок. Одежду, например, стоит примерить в «спокойные» дни без распродаж – это сэкономит и время, и деньги, так как в «Черную пятницу» вы можете взять вещь «на глаз» без примерки и сильно ошибиться с размером.
Впрочем, одежду можно вернуть согласно ЗУ «О защите прав потребителей». Но как быть с «нечестными» ценниками, которые только создают видимость распродажи? Эксперты говорят: за товаром, который давно хочется купить, нужно следить.
«Я делаю так: я знаю заранее, что хочу купить, я отбираю товар и затем его «веду». Когда начинаются распродажи, я точно знаю реальную стоимость этого товара. Если вы точно не знаете цену на товар, потому что, он, например, эксклюзивный, посмотрите на аналогичный товар, и точно поймете, есть ли распродажа или это просто маркетинговый или мошеннический ход», — рассказал А. Дорошенко.
Впрочем, вы можете нарваться на мошенников, и тогда, естественно, захотите получить компенсацию. Как оказалось, сделать это в принципе нереально.
«Если мы говорим о США и Европе – да, можете защитить свои права, если об Украине – нет, не можете. В Европе и других странах это сделать можно, потому что там это все предусмотрено. В Украине, к сожалению, нет, здесь не работает защита прав потребителей», — рассказал эксперт.
Защита прав потребителей пропала в 2014 году, подчеркнул А. Дорошенко.
«До этого система работала, с тех пор она уничтожена», — резюмировал эксперт.