Двадцать шестого апреля 1986 года на четвертом энергоблоке ЧАЭС произошел взрыв, полностью разрушивший атомный реактор. Авария оценена по 7 уровню INES (Международной шкалы ядерных событий). Последствия ее были ужасающими: в окружающую среду выброшено примерно 380 млн кюри радиоактивных веществ, в результате чего вокруг АЭС пришлось создать тридцатикилометровую зону отчуждения. И до сих пор для многих остается неясным: почему, получив столь горький опыт, власть допускает, что по прошествии 27 лет и сама зона, и атомная станция все еще остаются источником страшной угрозы для Украины, Европы и мира.
НА УСМИРЕНИЕ АТОМА ДЕНЕГ НЕТ
А уже в наше время, 12 февраля 2013 года, над целостностью объекта «Укрытие», сооруженного над четвертым энергоблоком Чернобыльской атомной электростанции и более известного, как «Саркофаг», вновь нависла реальная угроза. Произошел обвал кровли и навесных плит над машинным залом энергоблока. Общая площадь разрушений составила несколько сотен квадратных метров. По заявлению официальных органов, обвал кровли не повлиял на защитные свойства «Укрытия» и не вызвал заметного и продолжительного повышения радиационного фона как на самой станции, так и в зоне отчуждения.
Глава Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения Владимир Холоша в комментарии “ГолосUA» подтвердил официальные данные. По его словам, машинный зал, где обвалилась крыша, не входит в ответственные конструкции объекта «Укрытие», это просто заброшенные остатки четвертого энергоблока. При этом чиновник сообщил, что сразу после аварии было проведено полное обследование конструкции. «Обвал не привел к дополнительному радиационному загрязнению. Во время него все же наблюдалось небольшое присутствие в воздухе аэрозоля (радиоактивного. – Авт.), когда упали панели, все прекратилось. Ведь была влажная погода, все находилось под снегом. Через полчаса ситуация стабилизировалась. Провели радиационную съемку. В результате выяснилось, что на самой территории станции и зоны в целом никаких загрязнений не произошло», — рассказал он.
Однако, со слов того же Владимира Холоши, стало известно, что устранение последствий аварии пока ограничилось лишь элементарной «уборкой». Причина для нашей страны более чем банальна: для латания крыши на Чернобыльской атомной нет денег в бюджете. «В настоящее время все обломки кровли в машзале четвертого энергоблока убраны. Создается проект, чтобы снова герметизировать кровлю. В ближайшее время он будет завершен, пройдет экспертизу. А потом надо искать деньги и ремонтировать кусок обвалившейся кровли», — сообщил он.
На вопрос о том, на какие средства должен производиться такой ремонт, чиновник ответил вполне однозначно: исключительно за бюджетные. «А за какие же? Откуда они возьмутся, станция же сама не зарабатывает, не производит электроэнергию, товарную продукцию», — отметил Владимир Холоша.
При этом чиновник добавил, что в настоящее время первый этап возведения нового саркофага над четвертым энергоблоком проходит «в штатном режиме». Работы по его возведению были продолжены через день или два после аварии 2013 года. А полностью завершить работы по возведению нового конфайнмента на ЧАЭС Украина планирует в 2015-2016 годах.
ЕДИНОГО ХОЗЯИНА НЕ СЫСКАТЬ
То, что над машзалом четвертого энергоблока под тяжестью снега развалилась кровля, по мнению главы Всеукраинской экологической лиги Татьяны Тимочко, означает лишь одно: эта конструкция не находилась в системе мониторинга станции. «Никто не наблюдал за ней и не спрогнозировал, сколько лет еще она может простоять, какие стены, цел ли бетон. Пока это коснулось тех мест, откуда не может произойти утечка радиации. Но даже по помещению, находящемуся вне зоны контроля, можно оценить ситуацию на станции в целом», — подчеркнула она, отметив, что хотя ЧАЭС и не работает, но продолжает составлять серьезную экологическую угрозу.
Главной проблемой Чернобыля эксперт считает отсутствие единого «хозяина» станции, когда, как говорится, «у семи нянек дитя без глазу». «Чернобыль сейчас не может быть целостно, интегрированно представлен. Главная характеристика ситуации вокруг Чернобыльской АЭС уже на протяжении многих лет – неопределенность. До сих пор не создана структура, которая бы отвечала за весь комплекс проблем. Ответственность за экологическую ситуацию в Чернобыле, технологические регламенты функционирования существующих объектов разделена между разными ведомствами. А социальные вопросы отнесены к компетенции еще одного из министерств», — констатировала Татьяна Тимочко.
В то же время, по мнению специалиста, вся ответственность за Чернобыль должна быть сконцентрирована в одних руках. Но все происходит с точностью до наоборот — ликвидировано Министерство чрезвычайных ситуаций, части его полномочий разделены между разными ведомствами. «Эти бесконечные передвижки, смена органов власти, сокращения или увольнения людей – не на пользу делу, особенно в отрасли радиационной безопасности», — убеждена эколог.
При этом глава Всеукраинской экологической лиги подчеркнула: строительство нового объекта «Укрытие» на ЧАЭС происходит в закрытом режиме. «Правительство на свое усмотрение расходует средства, убеждая нас, что все хорошо. Но когда строилась чернобыльская станция, были те, кто предупреждал: нельзя ее там строить. И тогда чиновники тоже убеждали всех нас, что знают, как лучше. И что вышло?» — напомнила эксперт.
У Чернобыля есть и еще одна проблема. Совсем недавно чиновники выступили с инициативой уменьшения зоны, снятия статуса с первой, второй, третьей или четвертой зон с некоторых территорий. «Это очень тревожит. Ведь никаких научных обоснований по снятию статуса зоны отчуждения или каких-то чернобыльских территорий нет. И неясно, какая у подобных решений подоплека. Либо – уменьшить финансовые траты, либо — просто начать осваивать эту территорию. Но ведь она же может быть радиоактивно загрязненной! Нужны глубокие и серьезные научные исследования, официальный мониторинг, чего не существует. Попросту кому-то из государственных чиновников пришла в голову идея снятия статуса с зоны, с каких-то населенных пунктов», — удивляется Татьяна Тимочко. Что же, беспечность власти наказуема. Правда, без вины виноватыми могут здесь оказаться простые люди.
В ТЕМУ
* В результате загрязнения окружающей среды из пострадавших районов в течение 1986 года пришлось эвакуировать более 100 тыс. человек, а потом отселить еще 200 тыс. из Белоруссии, Российской Федерации и Украины.
*Около пяти миллионов человек продолжают жить на территориях, загрязненных в результате аварии.
*Радиация сделала непригодными и заставила вывести из сельскохозяйственного оборота около 5 млн. га плодородных земель и «стерла» с карты Украины сотни населенных пунктов.