Проект бюджета на 2017 год нарушает законодательство, провоцирует инфляцию, увеличивает госдолг, и прямо подкупает бюджетный комитет парламента. Закон о Государственном бюджете состоит из двух базовых частей – текстовой и таблиц. Большинство «гадостей» прописано в текстовой части, в ней мало кто разбирается и понимает – там немного цифр, но последствия принятия большинства пунктов стоят миллиарды. Из года в год содержание текстовой части бюджета копируется Минфином «копипастом», но всегда есть нюансы.
Берем в долг
Интересно начинается со статьи 4 – утверждается перечень кредитов, которые привлекаются в специальный фонд Госбюджета. В деньгах это 16 млрд грн.
К этому списку возникает немало вопросов, так как некоторые пункты очень расплывчато сформулированы и часть из них имеет потенциальную коррупционную составляющую. Не всегда понятно, нуждается ли Украина реально именно в такой трате кредитных, а не безвозмездных средств. Например, 500 млн грн Мирового банка на “Модернизацию социальной поддержки населения”. Это часть из 300 млн долларов, которую не первый год успешно “пилит” Минсоцполитики без всяческого эффекта для реальной экономии бюджетных средств. На выходе ни реестра, ни монетизации льгот — только должность у Павла Розенко выше и фотография шире.
Можно понять вложения в инфраструктуру — линии электропередач и дороги, но такие программы, как “основной кредит для малых и средних предприятий и компаний со средней капитализацией” вызывают вопросы.
Фактически речь идет о 400 млн евро, которые будут розданы под государственный долг частному бизнесу. По каким критериям? Окупятся ли вложения? Или деньги разойдутся “по своим”? Мировому банку в сущности на это плевать — ему главное кредит выдать и подвесить государство на кредитный крюк. Все это хорошо было описано в книге Джона Перкинса “Исповедь экономического убийцы”.
Государство не должно кредитовать бизнес (в нашем случае без любого шанса на возврат средств), а только создавать условия. А если и кредитовать, то такие системные стратегические предприятия как «Южмаш» или «Антонов».
Такая же черная дыра для государственных денег — “Восстановление Востока Украины” и тоже за счет валютного кредита 150 млн евро. О государственном долге напоминает статья 5 проекта госбюджета — 1,7 трлн гривен или больше двух годовых бюджетов Украины! Густой дождь государственных гарантий прольется в следующем году на оборонные нужды — дополнительно 6 млрд грн.
Нафтогазу опять подбросят
700 млн долларов получит в 2017 году НАК “Нафтогаз” для закупки газа на зиму. Как и в прошлом году. Минуточку! Какие такие 700 млн долларов, ведь тарифы у нас в 2017 году будут самые что ни наесть рыночные, и на все должно хватать? В прошлом году уже была такая же цифра в госбюджете при “нерыночных тарифах”?
Война или распродажа?
Непонятна формулировка пункта 4. статьи 11. Он указывает на источник дохода для специального фонда госбюджета от продажи “излишнего вооружения, военной и специальной техники, недвижимого военного имущества Вооруженных сил Украины и земельных участков”.
В Минфине кто-то заметил, что у нас война и потенциальная открытая фаза широкого вторжения в Украину второй по мощности армии мира? Даже ржавая “берданка” столетней давности должна быть в строю. Эта формулировка закона скопирована еще с госбюджетов далекого мирного времени, когда мы только и делали, что разоружались (на свою голову).
Жилье и жулье
Очень много нареканий вызывают широкие намерения Минфина финансировать строительства жилья для военных и Нацгвардии (270 млн грн). Это актуальная проблема, но очень коррупционная. Владельцами квартир становятся генералы и к армии не причастные люди. Сколько уже скандалов было с жильем для Минобороны и СБУ! Военным нужны нормальные зарплаты, чтобы они сами имели возможность приобрести жилье в разумные сроки. Все остальное — коррупция.
Жадная Гонтарева
Интересно с деньгами НБУ. Каждый год Нацбанк дает Минфину деньги — в 2017 запланировали 41 млрд грн в 2016 должны были дать 38 млрд.
Но Гонтарева скрутила Гройсману фигу, и нет на нее управы. В следующем году война за нацбанковские деньги продолжится.
Вместо денег — бумага
Статья 16 проекта Госбюджета продолжает традицию инфляционного разгона экономики Кабмином с помощью облигаций внутреннего займа. С помощью этих бумаг правительство пытается заткнуть максимальное количество дыр в банковской системе и блокирует кредитование экономики как явление — банком проще запастись гособлигациями и стричь купоны. Самое страшное, что статья не ограничивает в этом Минфин, а наоборот позволяет печатать бумажки сверх установленный этим же законом лимит в 103 млрд грн.
Армейские пайки по старым схемам
Статья 18 проекта Госбюджета уже классическая коррупция на высшем уровне — разрешает Минобороны пролонгировать старые договора по поставкам продовольствия в Вооруженные силы. Прозорро? Нет, не слышали. Цена вопроса — 2,2 млрд грн.
Кому должны — прощаем
Статья 19 не менее эпична. Государства проиграло предпринимателю суд? Проблема предпринимателя. Проект госбюджета предлагает существующую задолженность перед юридическими лицами на 1,6 млрд грн погасить семилетними векселями по ставке 9,3 годовых. Остается надеяться, что векселя будут напечатаны на мягкой бумаге.
Комитетские в деле
О скрытых коррупционных возможностях парламентского комитета по вопросам бюджета свидетельствует статья 22 проекта Госбюджета. Она дает возможность Минфину распределять субвенции между местными бюджетами по согласованию с комитетом. Неплохой стимул стать членом именно бюджетного комитета.
Положили глаз “комитетские” и на деньги Евросоюза предназначенные для дорожного строительства. Средства будут распределяться по “согласованию” с депутатами.
Нет никаких сомнений, что статьи 23,24,25 — прямая гарантия договороспособности парламентского комитета по вопросам бюджета в контексте протаскивания проекта Госбюджета через парламент.
Больничный балласт
Примечательна статья 26. Ею Минфин решил списать с государственного довольствия 30 крупных объектов сферы здравоохранения, переложив это удовольствие на местные бюджеты.
Минздрав, к слову категорически выступил против данного подхода, но в Кабмине решили иначе. При этом передаваемые лечебные заведения относятся к специализированной медпомощи и не могут передаваться на места.
Цинизм ситуации более глубок, чем может показаться. Дело в том, что госбюджет выделяет значительные суммы на финансирование лечебных заведений депутатов и прочих «сбушников», а вот ведомственная больница для ученых, государству не нужна. Действительно, кто такие ученые, и какой в них толк для современной Украины? Спихнуть их на бюджет Киева, пусть тянет.
И снова облигации
В тексте законопроекта о Государственном бюджете на 2017 год есть еще один интересный для изучения раздел “Заключительные положения” (далее — ЗП) или в переводе на понятный “как обойти в законе требования других законов”. Парадокс? Но не для украинского законотворчества.
Пункт 3 ЗП позволяет государству в обход требования закона об акционерных товариществах выкупать дополнительную эмиссию банков за счет государственных облигаций, о которых мы упомянули выше. За эти же бумаги государство может входить в уставной капитал банков.
Пункт 10 ЗП предлагает провернуть манипуляцию с пролонгацией выплаты внутреннего национального долга, меня одни облигации на другие. Междусобойчик будет проходить между Минфином и НБУ.
Социалка по желанию Минфина
Больше всего Государственный бюджет-2017, как и любой другой до него, призван заблокировать широкое поле социальных гарантий. Действие больше десятка законопроектов о всевозможных социальных гарантиях различным категориям граждан ставятся в зависимость от бюджетных возможностей. Чтоб никакой Европейский суд носа не подточил.
Земли академиков на продажу
Также Госбюджет предусматривает продажу государственных земель, которые находятся в распоряжении Национальной академии наук Украины и национальных отраслевых академий наук.
Потолок госдолга пробит
Пункт 13 ЗП. Для того чтобы не отказывать себе в удовольствии грести кредитные деньги лопатой, Минфин решил попросту отменить действие части второй статьи 18 Бюджетного Кодекса. Дело в том, что эта статья запрещает наращивать госдолг выше 60% от ВВП. Запрещает? Не беда — отменим, ведь деньги так нужны.
Переселенцам дырка от бюджетного нуля
Вишенка на торт — последний пункт проекта Госбюджета — остановка действия статьи 1 закона с длинным названием, смысл которого в дополнительных гарантиях для граждан с оккупированных территорий, переселенцам и для предприятий ЖКХ, работающих на территории АТО
В этом законе всего три статьи, но отменяется главная — о том, что до 31 декабря 2015 года (который, естественно, уже давно минул) этим гражданам должна быть погашена задолженность по выплатам заработной плате, стипендий, пенсий, которые накопились за время проведения антитеррористической организации. Понятно, что никто денег платить людям на территории ДНР-ЛНР не станет, но закон же распространяется и на людей, живущих в Украине — переселенцев.
Закон о Госбюджете – незаконен со старта
Как видно, проект закона о Госбюджете отменяет действие целого ряда действующих законов.
А сейчас главное. Проект государственного бюджета Украины на 2017 года, как и все его предшественники, яркий пример вытирания ног Кабмином об парламент.
Пункт 4 Статьи 153 Закона Украины “О Регламенте Верховного совета Украины”, черным по белому говорит — “Проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год не может содержать положений о приостановлении действия или внесения изменений к законам”. Но он содержит, и не одно. А значит его принятие парламентом нелегитимно с одной стороны, или депутаты получают отличную возможность шантажа Правительства, внесенными им незаконными нормами.
Формально, Аппарат Верховного Совета не имел права регистрировать законопроект
Так, кто в стране главный?
У нас принято спорить – Украина это парламентско-президентская или президентско-парламентская республика?
Никакой юридической казуистики тут не нужно, достаточно понять – кто готовит Государственный бюджет? Да, формально голосует за него парламент, но делает это ритуально, главные кукловоды – в Кабмине. У нас правительственная республика. Что Гройсман «нарисует», за то парламент и проголосует.
Для глубокого экономического анализа бюджета, разработки альтернативных вариантов бюджетной политики, поиска и корректировки доходных источников требуют высококвалифицированных кадров, экспертного корпуса, многолетнего опыта работы с бюджетом, а также существенных затрат денежных средств и времени. Всего этого в распоряжении бюджетного комитета нет.
У парламента лишь один рычаг – угроза принятия решения об отклонении проекта бюджета, если он не отвечает требованиям Бюджетного кодекса или Основных направлений бюджетной политики (которые так и не утвердил парламент).
Но это очень рискованная тактика, так как правительство всегда может перевести стрелки в сферу популизма – депутаты «зажали повышения зарплат и пенсий». Впрочем, учитывая связку текущего парламентского большинства с Президентом, это нереальный сценарий…