Вита Середа
06:13 27/06/2011

«Черные дыры» отечественного ЖКХ

«Социального взрыва» не будет, поскольку власть заботливо оберегает граждан, помня о поговорке «меньше знаешь — лучше спишь». Зато вскоре будут пересмотрена и уменьшена стоимость некоторых услуг БТИ, приватизация жилья закончится в конце 2012 года, а уже в 2013 году произойдет переход всех домов на содержание исключительно  совладельцами. Такие решения приняла рабочая группа по вопросам реформирования ЖКХ, которая с недавних пор работает при Кабинете Министров Украины. О подробностях журналистам рассказал городской голова Черкасс Сергей Одарич, который является участником рабочей группы.

9% жилья в Украине до сих пор остается неприватизированным

Рабочую группу по вопросам реформирования ЖКХ возглавляет первый вице-премьер Андрей Клюев. По словам С. Одарича, ее разделили на две подгруппы. Одна занимается вопросами содержания жилых домов и предоставления услуг по содержанию жилых домов, другая — вопросами тарифообразования и регулирования тарифов на предприятиях-монополистах, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. Мэр Черкасс работал в первой подгруппе и заверил, что все предложения, которые были выдвинуты, уже фигурируют как поручения первого вице-премьер министра и обязательны для выполнения. О чем же идет речь?

Прежде всего, все чиновники, которые вошли в рабочую группу, единодушно сошлись на том, что что дома, где много владельцев (два или более), должны содержаться совладельцами этого жилого дома. Более того, они даже вспомнили, что существует Закон Украины «О приватизации государственного жилищного фонда», принятый еще в далеком 1992 году. И там четко прописано, что граждане получили право оформить в частную собственность то жилье, которое было им предоставлено государством.

«Сегодня в Украине 91% граждан этим правом воспользовались. В этом законе четко записано, что все граждане, имеющие право собственности на жилую площадь, на жилые помещения, также являются совладельцами тех или иных помещений этого дома — крыши, подвала, лестниц, лифтов, сетей и так далее. То есть, понятие совладельца уже заложено 19 лет, и поэтому понятно, что ни о какой государственной или коммунальной собственности не может идти речь. Владельцы помещений и являются совладельцами мест общего пользования», — отметил С. Одарич.

Далее чиновники сели и задумались о том, что необходимо определить день, когда вся Украина все эти дома передаст полностью на содержание совладельцам. Но для достижения этого необходимо решить проблему приватизации жилищного фонда. Если верить мэру Черкасс, то 9% украинцев по по тем или иным причинам не приватизировали свое жилье.

Неужели стоимость услуг БТИ уменьшится?

Рабочая группа проанализировала причины неприватизации 9% жилья. Оказалось, что есть вещи, которые вообще не зависят от власти. Например, может быть ситуация, когда нет согласия всех жителей, всех членов семьи на приватизацию. Тогда сделать это можно только на основании решения суда. Суд обязывает провести приватизацию в интересах человека на ту долю, на которую он имеет право. Однако, есть и другие причины. Так, первое препятствие — это достаточно большая стоимость работ, связанных с приватизацией. Это большие суммы, которые необходимо уплатить в Бюро технической инвентаризации за получение выписки, техпаспорта или иной, казалось бы, пустяковой, но такой нужной бумажки, без которой — никак.

«Еще одно — в прошлом году появилась совершенно идиотская норма для родителей, которые должны нотариально заверить… согласие несовершеннолетнего ребенка на приватизацию жилья. То есть, за каждого ребенка надо заплатить как минимум 100 гривен за получение согласия, заверенного нотариусом. Зачем идти к нотариусу — не понятно. Я понимаю, когда отец находится на заработках за границей, тогда он там должен пойти к нотариусу и заверить свое согласие на приватизацию. Эту норму мы согласились изъять, поэтому я думаю, что ближайшие несколько недель министерство по вопросам ЖКХ эту норму изымет, необходимость такого нотариального согласия будет отменена», — заверил мэр Черкасс. По его словам, также дано поручение пересмотреть расценки БТИ. «Потому что сегодня за некоторые справки, которые приходится собирать, нужно выложить просто астрономические суммы. Стоимость этих услуг должна уменьшиться», — подытожил чиновник.

Также планируется отменить еще одну норму, которая сдерживает процесс завершения приватизации жилищного фонда — это необходимость принести справку о неиспользовании жилищных чеков. «Дело в том, что даже если окажется, что вы воспользовались частично правом на приватизацию, (там можно приватизировать 21 метр квадратный) и если вы приватизировали, например 10 метров, а сейчас проживаете в другом городе и у вас квартира 40 метров квадратных, то вы приватизируете все 40 метров, но остальные — 29 метров — этот остаток вы должны выкупить. По астрономической цене — 17 копеек за квадратный метр. Поэтому сегодня, когда речь идет об этой норме — что, мол, надо чтобы никто не воспользовался и не злоупотреблял, и не приватизировал больше, а за остаток доплатил, то речь идет об, условно говоря, 100 тысячах гривен в рамках всего государства. Где-то сколько может получить государство, если все то жилье, которое осталось, будет выкуплено по 17 копеек за метр квадратный. Поэтому сейчас дано поручение об изъятии этой нормы», — сообщил С. Одарич.

По его словам, во время заседания рабочей группы было также определено, что на завершение процесса приватизации выделяется еще полтора года. То есть, будет установлен конечный срок, когда гражданин имеет право воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. Ориентировочно это будет конец 2012 года. После этого все жилье, которое не будет приватизировано, будет оформлено в собственность местных общин. Те люди, которые там проживают, будут проживать там и дальше, но только на основании договоров — они будут платить городу арендную плату.

Не хотите ОСМД — выбирайте управляющего!

После того, как процесс приватизации в Украине завершится, где-то в середине 2013 года (Андрей Клюев, как утверждает Одарич, предложил даже определить дату — 15 апреля 2013 года) планируется переход всех домов на содержание исключительно совладельцами. Для этого будут внесены изменения в законодательство, будет принят специальный закон о содержании зданий, который, кстати, будет регламентировать вопросы содержания как жилых, так и нежилых зданий. «Министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства уже сейчас готовит проект закона, где будут выписаны все вопросы относительно того, какие есть обязательства между совладельцами, какие права у совладельцев, каким образом будет происходить принятие решений до определения управляющего», — рассказал мэр Черкасс.

По его словам, планируется, что в домах обязательно должны быть управители. Это могут быть физические лица, жители дома или компания, которая заключает с совладельцами договор о предоставлении услуг, где предусмотрена в том числе и ответственность за некачественное предоставление услуг, механизмы контроля и т.п. Если же жильцы дома, владельцы квартир хотят, они могут образовать юридическое лицо — объединениы совладельце многоквартирных домов. Если же такого желания у них нет, тогда они должны определить на собрании управляющего и поручить ему осуществлять функции по управлению жилым домом. В случае если ОСМД не будет образовано и управляющий на собрании не будет назначен жильцами дома, то управляющего на конкурсной основе назначит соответствующий орган местного самоуправления.

«Виртуальная беседа», которая может вызвать «социальный взрыв»

Напоследок мэр Черкасс рассказал журналистам о тарифах. Мол, пока рабочая группа сходится на том, что государственного регулирования тарифов на услуги по содержанию домов не должно быть. То есть, это дело самих совладельцев, как они считают, так и определяют сколько необходимо платить за выполнение каких работ.

«Титаническими усилиями удалось рабочей группе собрать информацию о тарифах на коммунальные услуги, которые действуют в Украине и предоставляются предприятиями-монополистами. То есть, это предприятия тепловой энергетики и водообеспечения. Картина ужасная. Во-первых, вообще в Украине отсутствует учет. Особенно по теплу. Нет счетчиков на ЦТП, на котельных, нет счетчиков газа и очень часто они имеют огромные погрешности, поэтому сегодня любой разговор о тарифах является виртуальным.

Есть некий норматив, из скольких кубов газа получается столько-то кубов тепла при таком-то коэффициенте полезного действия котла. Но газовых анализаторов нет, поэтому куб газа еще как-то с точностью до 10% можно посчитать, но его теплотворность установить нельзя, поэтому можно ли пользоваться нормативами — неизвестно. Сколько вырабатывается тепла, никто не учитывает, его считают, исходя из того, сколько газа потребили и исходя из коэффициента полезного действия котла. А котлам по 40-60 лет. Соответствует ли на сегодняшний день их КПД тому, который был при их выпуске, никто не знает. Поэтому все это достаточно виртуально», — подчеркнул С. Одарич.

Далее он решил наглядно продемонстрировать ту «ужасную картину», взяв в руки многочисленные бумажки с табличками. Однако в последний момент опомнился. «Была сделана презентация, но я в деталях ее вам показать не могу. Решение рабочей группы было не обнародовать ее, поскольку эти вещи могут вызвать социальный взрыв», — спокойно сказал мэр. Потом, правда, привел данные по черкасских предприятиях, относящихся к анализу себестоимости производства тепла и воды.

В частности, по теплоснабжению были проанализированы 262 компании, которые находятся в разных регионах Украины. «Черкасские компании — «Теплокоммунэнерго», ТЭЦ и «Фотоприбор» — имеют тарифы ниже среднего по Украине. Так, «Теплокоммунэнерго» занимает 12 место с себестоимостью 240 гривен за гигакалорию. Это по состоянию на начало 2011 года. Тогда как по Украине  есть значительно более высокие показатели — 367 или 416 гривен. Что касается водоснабжения, то было проанализировано около 56 водоканалов. Наш водоканал, например, занимает четвертое место по себестоимости водоотведения. То есть, стоимость в разы ниже, чем в других городах. На рабочей группе меня приглашали выступить, чтобы объяснить, как нам удается вообще иметь такой невысокий тариф, при этом предоставляя услуги. Я порекомендовал вводить обязательный независимый внешний аудит деятельности предприятия, так как налоговая и КРУ — это хорошо, но должна быть аудиторская компания, которую заказывает город на условиях конкурса и которая ежегодно проверяет предприятие», — подытожил С. Одарич.

Читайте также по теме