Книга – источник знаний. Причем в школе – в прямом смысле. Однако, несмотря на «бесплатность» нашего общего образования, украинцы вынуждены покупать своим детям множество рабочих тетрадей и пособий за собственные деньги. Ведь как можно отказать учителю, настойчиво рекомендующему определенную методичку? Еще снизит балл любимому чаду… И, суммируя эти расходы в конце учебного года, осознаешь: учеба таки влетает в копеечку. Однако чиновникам от образования и этого мало: новый мониторинг уровня знаний школьников вновь вынудит родителей раскошелиться.
«СOSA NOSTRA» ОТ МИНОБРАЗОВАНИЯ
Процессом создания учебников «рулит» Минобразования, отбирая авторов и учебные пособия, распределяя тендеры на их издание. «Закупке подлежат только те книги, которые стали победителями Всеукраинского конкурса рукописей учебников. Самыми дорогими являются учебники, тираж которых минимален. Так, например, учебник по украинскому языку для общеобразовательных учебных заведений с польским языком обучения (1-й класс) при тираже 302 экземпляра стоит 647,09 грн. А учебник по английскому для общеобразовательных школ (1-й класс) при тираже 217616 экземпляров стоит лишь 10,81 грн», — в ответ на обвинения в завышении стоимости книг оправдались в министерстве, забывая уточнить, на каких «конкурсах» отбирают множество других учебных пособий для школьников.
Но если на учебники уходят бюджетные деньги, то, как дополнение к ним, учителя требуют от пап и мам приобрести еще кучу методичек и рабочих тетрадей. На весь этот «набор» в 7-8 классах требуется минимум 200-300 грн в год. Учитывая, что в Украине сейчас около 4 млн школьников, сумма расходов родителей и прибыли издателей баснословны – примерно 800 млн грн в год.
Система образования, существующая в нашей стране, дает украинским детям уже с первого класса неравные жизненные шансы. А ведь именно школа должна стать «социальным лифтом», предоставляющим такие образовательные шансы ребенку, чтобы он не унаследовал бедность своих родителей. К сожалению, такую функцию общее среднее образование в Украине не выполняет. А разница между школами растет и углубляется с каждым годом.
Якобы для того, чтобы выяснить, насколько уровень знаний учеников обычных школ ниже, чем элитных (несмотря на очевидность этого), Минобразования инициировало проведение мониторингового исследования учащихся 5-ых и 11-ых классов. Мониторинг охватит 600 тыс. школьников и продлится с 12 ноября до 12 декабря. Казалось бы, что здесь плохого? Но специалисты утверждают: столь масштабный мониторинг был затеян именно для того, чтобы чиновники могли «подзаработать». По словам главы Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования Игоря Ликарчука, об этом говорит схема его организации. «Для проведения подобного исследования «за глаза» хватило бы «промониторить» полторы тысячи школьников», — сообщил он.
Заявление эксперта подтверждают и «сухие» факты. Так, комплект сборников заданий по мониторингу для пятиклассников стоит 35 грн, для старшеклассников — 94 грн. Причем недавно учителя на родительских собраниях еще предупреждали: делать ксерокопии методичек и ответов на них нельзя, обязательно покупать. А прибыль от их продажи ожидалась немалая — около 36 млн грн. Такая вот чиновничья «Сosa nostra», что в переводе — «наше», вернее, – «их» дело. Правда, после шума, поднятого прессой по этому поводу, на сайте Минобразования появилось официальное сообщение: копировать из Интернета или ксерокопировать материалы для мониторинга все же можно!
ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ДЕТЯХ ЗА ДЕНЬГИ РОДИТЕЛЕЙ
Моральный аспект этой истории также не внушает оптимизма. «Срез знаний» школьников в условиях, когда они и так проходят итоговую аттестацию и внешнее независимое оценивание, – бессмысленное действие, лишь добавляющее детям стресса. Так считает представитель парламентского Комитета по вопросам культуры и духовности, народный депутат от КПУ Ольга Левченко. «Эта затея вызывает недоумение и у педагогов, и у родителей, и у перепуганных детей. Закрадываются сомнения и в объективности этого оценивания. К тому же, у пятиклассников и так трудный период перехода от начальной школы к разным учителям, а тут на них еще сваливается тестирование. Это — непродуманный подход», — отметила народный депутат.
К тому же, сообщил Игорь Ликарчук, в Украине нет технических возможностей для обработки результатов мониторинга. «Эти бланки выглядят, как имитация, которую невозможно обработать. Они будут разного размера, раз можно распечатать из Интернета. Вряд ли кто-то собирается реально 600 тыс. бланков анализировать», — подчеркнул эксперт. Выходит, украинские родители зря заплатят деньги за методички, а школьники будут зря нервничать. Единственной защитой против такого чиновничьего «рэкета» глава Центра тестовых технологий считает коллективный отказ родительских комитетов от участия детей в мониторинге и от покупки подобной учебной «макулатуры».
Монополизация рынка учебников и учебных пособий в Украине привела к тому, что цена книг необоснованно растет, а качество падает. О новом учебнике по математике для пятого класса родители уже кино снимают, видеокурс на 20 минут, как решить задачу. Не для детей, а друг для друга. И вынуждены нанимать репетиторов, чтобы «подтягивать» любимое чадо, «попадая» на дополнительные расходы. А чиновники, вместо того, чтобы обратить внимание на качество книг, издают все новые и новые учебники и выдумывают очередные «срезы знаний». Дело-то выгодное…