Лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Этим принципом мы руководствуемся, когда вместо автобуса или троллейбуса подкатывает битком набитая маршрутка. Преимущество частных «бусиков» очевидно: они быстрее, мобильнее и часто ездят там, где не курсирует городской транспорт. Однако в скором времени официальное название «маршрутное такси» будет оправдывать себя целиком и полностью – Министерство инфраструктуры «отпустило» тарифы на пассажироперевозки в городах в свободное плавание. «Бусики», конечно, останутся на маршрутах, но будут ездить, не исключено, по цене такси…
Приказ Мининфраструктуры №4 от 8 января 2013 года «О внесении изменений в методику расчета тарифов на услуги пассажирского автомобильного транспорта», отменяющий согласование тарифов в городских маршрутках, как ни странно, пока остался незамеченным. Автоперевозчики, которые каждый год затягивают одну и ту же песню о том, что стоимость проезда в «бусиках» является экономически необоснованной, затихли. Возможно, на некоторое время. В итоге цена на поездку в маршрутках во многих городах Украины осталась неизменной. В Киеве – в среднем 2-2,5 грн, в Донецке – от 2 до 2,5 в зависимости от длины маршрута. В Крыму цены на проезд выше: в Симферополе одна поездка обходится в 2,75, в Севастополе проезд стоит 2,5 грн, в Феодосии – 2,6 грн, а в Керчи – от 2,5 до 3 грн. Луганчане же за поездку в маршрутке платят 2,5 грн.
Председатель Союза перевозчиков Украины Валентин Демчук считает, что давно пора было «отпустить» тарифы на городские перевозки, как это уже давно произошло с межобластными маршрутами. Ведь, согласно украинскому законодательству, стоимость проезда может повышаться только в случае роста цен на топливо более чем на 10%. «Пока пересматривают цену на проезд, проходит полгода, а за это время топливо поднимается в цене еще на 10%, а то и выше», — отмечает он.
По его мнению, беспокоиться пассажирам, что перевозчики взвинтят цены на проезд до заоблачных не стоит – здоровая конкуренция все расставит на свои места: если будут высокие тарифы, пассажиры попросту откажутся ездить в маршрутках. Кроме того, в любом случае перевозчики будут согласовывать повышение стоимости проезда с местными властями.
«Объективно тариф на проезд в маршрутке по всей Украине должен быть повышен на 25%, чтобы нормально и эффективно работать, менять транспортные средства, планировать свое будущее», — считает он.
Председатель постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта и связи Дмитрий Олийнык в свою очередь считает, что у местных властей есть инструменты влияния на перевозчиков.
Например, в Киеве в основном маршрутки работают по временным договорам. И перевозчика всегда можно наказать непродлением договора или запуском туда конкурентной по ценообразованию техники. Местные власти должны проводить конкурсы среди перевозчиков на маршруты, проверять рейсы и их соответствие маршрутным листам.
«В системе конкурсных условий есть показатели, которые влияют на качество: состояние техники, база для обслуживания техники и персонала, возможность проверок на маршруте. Но часто все эти условия не выполняются», — подчеркнул он.
Гипотетически цены на проезд должны повыситься на 62-75 копеек. Если посчитать, то в месяц человек, который ездит на работу на маршрутке, будет тратить 124 – 150 грн. Немного? Но при средней зарплате в 3 тыс. грн и своевременной оплате коммунальных платежей и других обязательных пунктов, на жизнь остаются гроши. Так что маршрутка с повышением стоимости даже на 25% станет для многих поистине золотой. Но улучшится ли от «свободных» цен качество обслуживания пассажиров?
Председатель правления общественной организации «Международная лига защиты прав граждан Украины» Эдуард Багиров уверен, что сколь бы перевозчики не повышали стоимость проезда, о пассажирах-кормильцах заботиться они не будут. Стоит вспомнить, как несколько лет назад, как раз после повышения стоимости проезда в маршрутках, были ужесточены правила перевозки. То есть, водитель мог брать пассажиров лишь на «сидячие» места. Несколько месяцев так и было, но позже как-то незаметно «бусики» начали забиваться «стоячими» людьми.
Экс-председатель КГГА Иван Салий уверен, что в период кризиса государство не имеет права отказываться от регулирования цен на пассажироперевозки, так как это социальная услуга государства, от которой зависит мобильность населения. И если тарифы будут нерегулированными, те же перевозчики не будут получать компенсации за льготников. Тогда начнут возникать и другие проблемы… Поэтому Мининфраструктуры стоит пересмотреть свою политику уже сейчас, так как вопрос транспортного обеспечения не решается с «кондачка»…