Чиновники объявили войну Музею истории Киева

Судьба Музея истории Киева не менее драматична, чем самого города. После создания и относительно недолгого периода расцвета, который пришелся на время пребывания экспозиции в Кловском дворце на Печерске, он остался без своего помещения и уже 8 лет находится в изгнании. Временно музею разрешили использовать два верхних этажа Украинского дома. Но фактически музей превратился в мертвую зону, поскольку это помещение не является функциональным. Экспонаты пылятся в ящиках, а научные сотрудники ютятся в маленьких комнатах. Сейчас они готовятся к переезду в новое, подаренное меценатами, помещение на ул. Б. Хмельницкого. Однако эту радость омрачила неожиданная новость: чиновники решили расформировать Музей истории  Киева, сократив количество филиалов…

За последние пять лет здесь поменялось шесть директоров. Последний руководитель музея истории Киева Сергей Кролевец, исполнявший обязанности директора, уволился по собственному желанию. В комментарии журналистам он признался, что не смог принести пользу музею на этой должности, поскольку все его усилия улучшить материальное положение работников и подготовить экспозицию к переезду в новое помещение не нашли поддержки в Главном управлении культуры искусств и охраны культурного наследия КГГА. «Я полгода пытался убедить нашу власть, что коллектив музея, где работают высококлассные специалисты, у которых одно- два высших образования, не может получать такие мизерные ставки за добросовестную работу», — отмечает экс-директор музея. По его словам, средняя зарплата научного сотрудника музея около 1400 грн., директора — 2400 грн. «Это просто позор и унижение, ведь на такие деньги невозможно содержать семью из нескольких человек и выжить в столице», — возмущается Кролевец.

Такие же зарплаты получают и сотрудники других музеев, за исключением нескольких объектов со статусом «Национальный» (там предусмотрены определенные надбавки). Но проблема низкой оплаты труда музейщиков усугубляется тем, что совсем не финансируются другие расходы: коммунальные услуги, интернет, пополнение фондовых коллекций, научно-методическая работа и т.д. Иными словами, власть абсолютно не заботится о музейном деле и закрывает глаза на финансовые проблемы. Такое положение вещей, по мнению бывшего руководителя Музея истории Киева, привело к тому, что за последние 8 лет он стал «практически мертвым». «В коллективе, где работают 215 человек, всего 7 молодых специалистов. Молодежь обходит музеи стороной, а если приходит на работу — через полгода пишет заявление об увольнении. У них нет стимула работать и заниматься любимым делом. Поэтому сегодня музейное дело держится только на энтузиазме  корифеев, и что будет дальше, когда они пойдут — не трудно представить, — сетует один из специалистов.

Соглашается с бывшим коллегой и ученый секретарь музея Киева Екатерина Романова. Именно на ее плечи сейчас легла ответственность за подготовку будущей экспозиции в новом помещении. И хотя она заверила, что коллектив слаженно работает над созданием концепции и подготовкой экспонатов для переезда, все же есть серьезные основания сомневаться, что Музей истории Киева откроет свои двери ко Дню Независимости, как это было обещано киевлянам главой КГГА Александром Поповым. По ее словам, сделать это за короткий срок до 24 августа нереально. «Для того, чтобы создать достойную экспозицию и качественно подготовить музей к работе, нужно минимум полгода. Поэтому, я бы не привязывала открытие к какой-то определенной дате, — отметила Романова.

К тому же сотрудники музея еще не видели «подаренного» меценатами помещения. А только лишь поставлены в известность, что в новом  здании им отвели три верхних этажа (2 и 3 — под выставочную экспозицию, 4 — для кабинетов сотрудников, а на 1 — разместятся конференц-зал, кафе и магазины). Мечта о своем собственном большом помещении, где могли бы разместиться не только отдельные выставки, но и полноценная экспозиция, фонды (а это 2 500 единиц) и весь штат сотрудников музея, пока еще остается несбыточной. Поэтому, в построенное здание на улице Б. Хмельницького пока переезжает только часть музея, а все основные фонды, архивы и службы, по-прежнему останутся в Украинском доме на неопределенный срок.

Как вариант, полноценным музейным зданием, мог бы стать комплекс сооружений Гесте, спроектированный еще в начале XIX века. Он входит в план будущей реконструкции Контрактовой площади (в свое время архитектору не удалось его полностью реализовать, построив лишь Контрактовый дом), предусмотренный Стратегией развития Киева до 2025 года. Если этот проект будет воплощен в ближайшем будущем, с последующей передачей его под музей истории города — это будет лучший подарок киевлянам.

Жаль, что чиновники думают иначе. Видимо, поэтому в Главном управлении культуры искусств и охраны культурного наследия КГГА, и возникла идея расформировать Музей истории Киева, «пристроив» его филиалы под другие крыши. А их на сегодня 7: музей культурного наследия, литературно-мемориальный дом-музей М.Булгакова, Киевский музей Пушкина, музей Шолом-Алейхема, историко-мемориальный музей М. Грушевского, музей партизанской славы и музей шестидесятников. По инициативе начальника управления Светланы Зориной уже было проведено несколько заседаний, где прозвучало предложение передачи нескольких филиалов в ведение других столичных музеев, имеющих статус национальных. Работники Музея истории Киева настаивают на том, что это абсолютно неприемлемое решение, поскольку все филиалы имеют неделимые фонды и создавались совместными усилиями всех специалистов Музея истории Киева. По их утверждению, в трудное время, когда музей остался без помещения и фактически прекратил свое функционирование, только благодаря своим филиалам (а четыре из них были открыты именно в эти годы) он смог выжить.

А сегодня над ним нависла реальная угроза!Сотрудники  пишут письма во всевозможные вышестоящие инстанции. Они не могут понять мотивацию Главного управления культуры, но твердо уверены, что такая своеобразная «реорганизация» Музея истории Киева всех его проблем не решит. Наоборот — только усугубит. Но противостоять чиновникам, которые не хотят их слышать, очень сложно. Поэтому, вся надежда сотрудников музея на киевлян. В настоящее время идет процесс легализации общественного объединения «Друзья Музея истории Киева», которое в дальнейшем возьмет на себя защиту и поддержку музея.

Читайте также по теме