Димитрий Бабич
18:07 02/09/2014

Чистая формальность: Генсек Совета Европы не смог разобраться в украинской действительности

От приезда в Киев Генерального секретаря Совета Европы Турбъёрна Ягланда представители действующей украинской власти ожидали настоящего чуда. Ни для кого не секрет, что Ягланд считается, если так можно можно выразиться, «кризисным менеджером», прекрасно разбирающимся в решении спорных политических ситуаций и локальных военных столкновениях. Еще будучи премьер-министром Норвегии (1996-1997), он показал себя талантливым миротворцем, предложив эффективный план прекращения войны на территории бывшей Югославии и восстановления разрушенной инфраструктуры Боснии и Герцеговины. Со своим планом нынешний Генсек СЕ прилетел и в украинскую столицу, где встретился с Президентом Украины Петром Порошенко, министром иностранных дел Павлом Климкиным и рядом политиков. Правда говорить о том, насколько эффективным может быть пресловутый план для нашей страны, еще рано.

Уже в ходе консультаций с Климкиным «кризисный менеджер» отступил от своего привычного правила — не делать резкий заявлений и по мере возможности предлагать исключительно дипломатический вариант любого решения проблемы. Как-то довольно неуверенно он сказал главе украинского МИДа, что мировое сообщество наблюдает в Донецкой и Луганской областях «агрессию извне», и что в настоящее время существует угроза для территориальной целостности Украины. Странно, что профессионал подобного уровня ограничился лишь констатацией факта и словами, сегодня широко используемыми на заседаниях ЕС, Еврокомиссии и даже Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Далее Ягланд сообщил, что Европа помогает и будет помогать Киеву в урегулировании «войны на Донбассе». Вот только не уточнил, каким именно образом.

Чуть позже на брифинге Ягланд заявил, что против Украины осуществлена военная агрессия. Не вдаваясь в подробности относительно того, кто эту агрессию осуществил, он фактически обвинил в сложившейся ситуации международные политические организации и блоки. Это вызвало удивление аналитиков. Генсек СЕ, не стесняясь в выражениях сказал буквально следующее: «Конфликт на украинском Юго-Востоке является следствием целого ряда недоработок со стороны европейских структур, созданных после Второй мировой войны и призванных предупреждать такие конфликты». Кстати, от вопроса, что он знает о последних событиях в Луганске, Иловайске и Донецке, Ягланд грамотно ушел, сославшись не недостаток лично у него оперативной информации.

Впрочем, похоже, упомянутый «недостаток информации» испытывает сегодня весь Европейский Совет. Самые свежие сведения из мятежного региона перестали поступать в Брюссель сразу после завершения мандата Миссии ОБСЕ.  В итоге Объединенная Европа активно использует как украинские, так и российские источники, поступающие по каналам Совбеза ООН. С точки зрения дипломатии и уж тем более миротворчества этого крайне мало. Складывается вполне оправданное впечатление, что Ягланд не до конца разобрался к так называемом «донбасском конфликте». Опять-таки ссылаясь на скудные данные, Генсек Европейского Совета абстрагировался от формулировки «война под Донецком и Луганском», и призвал все «противоборствующие стороны» решить ситуацию исключительно мирным путем.

Возможно, на текущий момент хорошо разбираться в военных действиях на Донбассе Ягланду и не нужно. С Климкиным он обсудил подготовку нового трехлетнего плана на 2015-2017 годы, направленного на качественное улучшение взаимодействия в рамках ЕС — Украина, а также поддержку осуществляемых в нашей стране политических и экономических реформ.

О чем Ягланд говорил с Президентом Порошенко, пока не сообщается. Предполагается, что окончательный текст этой беседы будет обнародован в течение ближайших суток. Однако по предварительным данным, европейский гость «внимательно выслушал» главу украинского государства и выразил официальному Киеву поддержку «все всем, что делают украинские власти — и в политике, и в экономике».По результатам общения с главой украинского государства  Генсек СЕ представит руководству Объединенной Европы собственное видение ситуации в Украине.

«Никто не может сказать, насколько детальным будет этот отчет, — сказал в комментарии ГолосUA эксперт Клаус Хофф (Бельгия). — Для того, чтобы составить полную картину украинской действительности, необходимо, как минимум пообщаться с непосредственными участниками боевых действий на Донбассе и встретиться с представителями нынешних оппозиционных партий и движений. Сделать этого он не смог, а следовательно, подобный визит можно оценивать как чистую формальность».

Читайте также по теме