Чрезвычайное положение: де факто – есть, де-юре – нет

В Украине второй день гражданской войны. Происходящее в столице и регионах уже вышло за рамки обозначения «силовые конфликты» или «общественное противостояние». Счет жертв приближается к минимальным военным потерям: это уже не 1-2 убитых и несколько раненых, как было, например, 19 января. По состоянию на сегодня в больницах находится более сотни милиционеров — все с огнестрельными ранениями, ночью убито несколько гаишников, закрывавших въезды в Киев от отрядов львовских боевиков. То есть, в ход пошли не булыжники и биты, а холодное и горячее оружие. Поставки вооружения опять-таки налажены из Западных областей: во Львове террористы напали и захватили отделы милиции и воинские части. Все оружие: пистолеты, гранаты, автоматы — оттуда. В Киеве не работает метро, перекрыты основные транспортные магистрали, в ограниченном режиме работают вокзалы и аэропорты. Такси не ходят по городу, нет спроса на коммунальный бесплатный транспорт: спальные районы вымерли, народ в магазинах разметает крупы и сахар. Возникли перебои с хлебом и мукой. В стране объявлен траур по погибшим в гражданской войне, приспущены флаги на государственных учреждениях, запрещены зрелищные и развлекательные мероприятия. Де-факто в стране уже установлено чрезвычайное положение. Но юридически оно пока не оформлено, хотя Конституция «рекомендует». Вкратце напомню законодательные основания для введения ЧП. Не будем останавливаться на техногенных катастрофах или пандемиях, перейдем сразу к нашему случаю.

1.Осуществление массовых террористических актов, которые сопровождаются гибелью людей или разрушениями особо важных объектов жизнеобеспечения;

Как видим, ситуация в стране полностью отвечает данному описанию. Можно события в столице и областях назвать терроризмом? Уже вне всяких сомнений, так как «мирным наступлением» поджоги, взрывы, мародерство, захваты не назовешь. Жертвы среди мирного населения есть? В уличных боях гибнут милиционеры, обычные граждане и журналисты, 19 февраля убит известный журналист Игорь Веремеев. Особо важные объекты жизнеобеспечения разрушены? Можно сказать и так: пока канализации и атомные станции функционируют, но военные и продовольственные склады во Львовской, Тернопольской, Закарпатской, Ивано-Франковской областях уже захвачены.

Горят местные отделения милиции и СБУ, разрушены здания ОДА в западных регионах.

2. Возникновение межнациональных и межконфессионных конфликтов, блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей, которые угрожают безопасности граждан и нарушают нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Данное конституционное положение также «подходит». Пора перестать делать вид, что восток и запад едины, также власти необходимо прекратить читать мантры о «сшивании страны». Противостояние в Украине идет по ментальному, культурному и языковому признаку. Кто первым поднялся для «обороны» 18-19 февраля? Галицкие боевики. Из кого состояла майданная масса, три месяца терроризировавшая Киев и центральные области? Из жителей трех западноукраинских областей — Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской. Поддержка киевлян была чисто символической. Сегодня в столице в регионах воюют бойцы «Карпатской сотни», «Нарнии», «Викингов», «Волынской сотни», но почему-то никто не слышал о полтавских или винницких боевых формированиях. Другими словами, налицо межнациональный конфликт «свидомых патриотов», которые орут «Слава нации» и всех остальных, прежде всего, русскоязычного населения, которое «бендеровцы» грозятся резать и жечь самым безжалостным образом. Про захват особо важных объектов мы тоже уже упомянули: пристальный интерес «восставших» вызывают военные объекты, воинские части, склады с оружием. Угрожает это безопасности граждан? Еще как. Нарушает нормальную деятельность органов государственной власти? Никаких вопросов: сегодня под давлением боевиков написал заявление о сложении полномочий глава Черновицкой ОДА Михаил Папиев, боевики захватили здания обладминистраций западных областях и начальники штабов сопротивления из кабинетов звонят в приемную Януковича. Вряд ли захваты ОДА и расправа с местными чиновниками как областного так и районного значения п подходит под определение «нормальная деятельность органов местной власти»- следует ожидать блокады социальных выплат, ограничения продобеспечения и минимизации медицинской помощи гражданскому населению, так как местная власть не в состоянии уже координировать главные коммунальные проблемы территорий. Скоро последуют отключения света, воды, тепла, остановка транспорта.

3. Возникновение массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над гражданами, ограничивающих их права и свободы;

Тут даже и писать нечего. Массовые беспорядки в столице и областях 18-19 февраля привели к убийствам и мародерству в отношении мирных граждан (захват машин и квартир, разорение офисов, грабежи, насилие). Ограничены права и свободы киевлян на работу, свободное передвижение по улицам? Вне сомнения. Я уже не говорю, об ограничениях на оказание медпомощи: в столице террористы раскурочили почти 70 машин «скорой», чтобы врачи не могли оказать помощь раненым милиционерам и прохожим, пострадавшим в перестрелках. Перекрытые дороги также не позволяют медикам работать оперативно и реагировать на все вызовы от «мирного населения».

4. Попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия;

Просто классический вариант, как будто списанный с нынешний ситуации. Как назвать оккупацию ВР и давление на депутатов « мирным наступлением боевых отрядов» с целью проголосовать за нелегитимный конституционный акт и изменить форму правления? Отсутствие большинства в Раде, способного законным способом принять решения о смене конституции, невозможность оппозиции добиться переформатирования большинства ВР привело к «танкам под парламентом». И кстати, восставшие не скрывают своей цели: изменение государственного строя путем н террора и насилия. Лидеры оппозиции открыто говорят о необходимости « введения» парламентско-президентской республики, о формировании Кабмина большинством парламента и откровенно распределяют должности в структурах власти.

В общем, у власти есть все основания для введения особого правового режима как в Украине так и в отдельных регионах. Бояться ЧП не надо, это ненадолго: 30 , максимум 60 дней в особо трудных случаях. Обычно принято оповещать о введении ЧП через СМИ и прочие средства коммуникации, но «при наличии условий, требующих неотложных мер для спасения населения или недопущения гибели людей, чрезвычайное положение может быть введено без предупреждения». Как впрочем, уже почти сделано в Киеве.

Но для официального «оформления» ЧП все же необходимо руководствоваться положениями законов и Конституции. Недостаточно просто президентского указа о введении чрезвычайного положения. Предложения о ЧП должен внести Совбез, но он обезглавлен. Если честно, я даже не знаю, кто является заместителем Секретаря СНБО — раньше был Сивкович, сейчас…? Это большой прокол власти, когда в ситуации гражданской войны практически отсутствует и бездействует столь важный орган. Никто не позаботился о немедленной замене Клюева, которого перебросили на руководство АП. Привыкли, что СНБО- это «запасной аэродром» для политических отставников, и вот результат. Кроме Совбеза, идею о ЧП главе государства может подкинуть Кабмин, но и он полу легитимен, находится в статусе и.о.- благодаря уступкам власти в переговорном процессе с оппозицией. У Президента не хватило пары дней для внесения в ВР и голосования по кандидатуре нового премьера: тут оппозиция и ее боевой отряд сыграли на опережение, и честно говоря, выиграли.

Ну и самое главное: даже если проект указа о ЧП окажется на столе у Януковича, он все равно подлежит утверждению парламентом. То есть, ВР должна собраться в сессионном зале и провести полноценное голосование. Теоретически, 226 голосов в запасе есть, но кто ж даст депутатам от большинства собраться в здании ВР?

Во-первых, боевики продемонстрировали готовность к блокаде и поджогу парламента и если «большевики» только дернутся в сторону ВР, то вне сомнений, здание под куполом разрушат. Во-вторых, «мирное наступление» 18 февраля показало готовность террористов расправляться с регионалами и коммунистами, призывы к этому открыто звучат в соцсетях и прессе. Запугивание членов провластных сил привело к тому, что потихоньку начинается отток депутатов из рядов «большевиков»: сегодня написал заявление о выходе из фракции ПР нардеп-литвиновец Юрий Благодыр, неизвестно сколько таких заявлений будет завтра- ведь боевики в регионах и столице наглядно показывают, что их угрозы не пустой звук. Так что де-юре оформить чрезвычайное положение власть просто не в состоянии. Ну а фактически в стране полным ходом реализуется сценарий Ливии, Боснии и Сирии.

Читайте также по теме