Есть два формата переговоров по Донбассу — «минский» и «нормандский». Но договоренности не выполняются — нет ни закона об амнистии, ни закона о выборах, ни имплементации «формулы Штайнмайера», отмечают эксперты. При этом Президент Зеленский анонсировал возможный выход из Минских переговоров.
«У нас такие хорошие соседи»
Руководитель Офиса Президента Андрей Ермак заявил, что главным условием следующей встречи в «нормандском формате» на высшем уровне является выполнение предыдущих договоренностей. 31 марта Андрей Ермак провел брифинг, на котором рассказал о своем участии в минских переговорах и перспективах создания консультативного совета с участием ОРДЛО на переговорах в Минске.
На следующий день стало известно, что Украина присоединилась к санкциям Европейского Союза против Беларуси. Санкции в отношении Минска ввели в 2004 году за преследование оппозиции, но Украина присоединилась к ним впервые.
Среди стран, поддержавших санкции, оказались кандидаты на членство в ЕС: Северная Македония, Черногория и Албания, потенциальный кандидат Босния и Герцеговина, а также Украина, которая в ЕС не рассматривается в качестве кандидата.
Эти страны обязались обеспечить соблюдение санкций против Беларуси в своей национальной политике. «Европейский Союз принимает к сведению это обязательство и приветствует его», –заявили в Еврокомиссии.
Следует напомнить, что в октябре Президент Владимир Зеленский и президент Беларуси Александр Лукашенко на экономическом форуме в Житомире договаривались о сотрудничестве. Президент Владимир Зеленский заявлял: «Наши страны действительно не имеют границ. Я прежде всего говорю о людях… Наши люди дружны, ментально абсолютно близки. И я горжусь, что у нас такие хорошие отношения и соседи».
Тогда писали, что из-за взаимных ограничений между Украиной и РФ Беларусь стала одним из основных поставщиков угля, удобрений. Кроме того, Беларусь снабжает украинскую армию запасными частями, специальными тканями, товарами «двойного назначения».
Теперь оборонные поставки подпадают под санкции со стороны Украины. Нельзя исключать, что ухудшение отношений коснется и Минских переговоров. Ведь Минск является площадкой для международного урегулирования конфликта на Востоке Украины с 2014 года.
После очередного раунда переговоров между Киевом, Брюсселем и Москвой в Минске, в российских СМИ появились утверждения: «Украина сорвала работу Трехсторонней контактной группы в Минске».
Тогда 26 марта из-за эпидемии коронавируса заседание проходило в режиме видеоконференции. Россияне утверждают, что на предыдущем заседании 11 марта стороны договорились письменно фиксировать обязательства по конкретным действиям в форме протокольных решений и поручений Контактной группы. А 26 марта глава украинской делегации якобы категорически отказался это делать.
«Больше пяти лет в Минске»
11 марта экс-Президент Леонид Кучма, который представляет Украину в Трехсторонней контактной группе (ТГК), подписал декларацию о намерениях создать консультативный совет, в который, кроме 10 представителей Украины, должны войти 10 представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО). Кроме того, в этот совет должны войти по одному представителю от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), от России, Германии и Франции.
Участие в заседании 11 марта принимали Андрей Ермак и представитель президента России Дмитрий Козак. Подписание документа планировалось 26 марта, но из-за коронавируса оно не состоялось. А на брифинге 31 марта Андрей Ермак заявил, что представители так называемых ЛДНР «при каденции этой власти никогда не станут полноправными участниками Трехсторонней контактной группы в Минске».
Свое участие в заседании 11 марта он пояснил тем, что присутствовал в Минске, «так как с нашей стороны, на наш взгляд, после встречи в Париже лидеров нормандского формата имплементация соглашения должна происходить через решение минской контактной группы».
Новый саммит может состояться только после выполнения решений предыдущего. В частности, речь идет об «особом статусе» Донбасса. А этот статус минские соглашения предписывают согласовывать с представителями ОРДЛО. Именно в таком виде Минские соглашения были заключены в феврале 2015 года с участием президента Порошенко.
Андрей Ермак подчеркнул: «Больше пяти лет, которые происходит процесс в Минске, на этих переговорах присутствуют только представители так называемых «ДНР» и «ЛНР»… Но Украина готова сегодня говорить с украинскими гражданами, которые временно проживают на оккупированных территориях и не являются участниками войны на Донбассе». Это не совсем то, о чем договаривались в Минске 11 марта.
«Комплекс мер обязывает, но мы…»
Сама идея о создании Консультативного совета вызвана необходимостью консультаций с представителями ОРДЛО. Это признает вице-премьер-министр — министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Алексей Резников. «Комплекс мер обязывает Украину проводить эти консультации и согласования, такова позиция, в том числе и наших европейских партнеров», — сказал Резников.
Напомним, что «особый статус» Донбасса, изменения Конституции Украины в части децентрализации и пр. предписано согласовывать с представителями ОРДЛО. Именно в таком виде Минские соглашения были заключены в феврале 2015 года с участием президента Порошенко.
«А мы считаем, что там должны присутствовать и те, кто проживает на подконтрольной части, патриоты Украины, выходцы из этих же районов, которые имеют право отстаивать свои интересы», — заявляет Резников. Андрей Ермак в свою очередь подчеркивает: «Идея создания такого совета будет рассматриваться после консультаций с партнерами из Франции, Германии и ОБСЕ. Эти консультации еще продолжаются».
Как известно, переговоры по Донбассу проходят в двух разных форматах: «минском» и «нормандском». Минский формат считается трехсторонним: Украина, Россия и ОБСЕ. Хотя в минских переговорах участвуют и представители ОРДЛО. А нормандский формат предусматривает участие четырех сторон: Украины, Франции, Германии России.
В апреле должен был состояться саммит Нормандского формата в Берлине. Но решения предыдущего парижского саммита не выполнены. Политолог Алексей Якубин отмечает: ни закона об амнистии, ни закона о выборах, ни имплементации «формулы Штайнмайера» не было.
Тем временем Президент Владимир Зеленский уже заявлял о возможном выходе из минского формата. «Я не отдам мои пять лет, которые мне выделил украинский народ, чтобы работать над Минскими соглашениями», — заявил он 6 марта в интервью британской газете The Guardian.