Разгоревшийся в течение последней декады марта конфликт вокруг единственного в Украине алюминиевого комбината, вызванный отсутствием необходимого льготного тарифа на электроэнергию, которое может повлечь за собой остановку производства и увольнение 2,5 тыс. рабочих, решил погасить глава государства Виктор Ющенко. При этом эксперты отмечают, что по сравнению с дополнительными затратами государства на компенсацию льгот в размере 400-500 млн грн, остановка предприятия окажется на порядок дороже и обойдется экономике Украины в 3-4 млрд грн.
Президент Украины Виктор Ющенко обратился к Премьер-министру Юлии Тимошенко и Национальной комиссии регулирования электроэнергетики с просьбой максимально ускорить решение вопроса предоставления «Запорожскому алюминиевому комбинату» дифференцированного тарифа на потребляемую электроэнергию. Вмешательство главы государства в столь частный, как может показаться на первый взгляд вопрос, было вызвано, во-первых, огромной значимостью самого предприятия для экономики Украины в целом, являющегося для нее центром алюминиевой отрасли, а, во-вторых, крайней остротой возникшего вокруг него конфликта, в котором оказались задействованы все стороны – от поставщиков электроэнергии и владельцев комбината, до профсоюзов и трудового коллектива.
Напомним, что до 2005 года ЗАлК пользовался льготным тарифом на электроенергию вследствие высокой энергоемкости производства алюминия, не поддающейся снижению ни при каких энергосберегающих технологиях. Однако четыре года назад правительством Юлии Тимошенко данные преференции были отменены и с тех пор руководство предприятия, в периоды спада мировой конъюнктуры на алюминий и, соответственно, угрожающего падения рентабельности производства вынуждено было ходатайствовать о возвращении льгот. В конце концов, в январе прошлого года, когда тариф на электроэнергию был повышен до уровня 6 центов за 1кВТ/час, генеральный директор комбината Александр Котюк констатировал, что предприятие стало «планово убыточным».
С приходом же кризиса в начале ноября прошлого года владелец контрольного пакета акций предприятия вынужден был приступить к частичной консервации электролизного и глиноземного производств. В результате, поставленные лицом к лицу с угрозой полной потери алюминиевой промышленности для Украины, власти все-таки начали постепенно продвигаться к решению о восстановлении льготного тарифа. Так, в середине декабря прошлого года правительство поручило Министерству промышленной политики, Министерству экономики, Министерству топлива и энергетики и НКРЭ утвердить порядок расчета розничных цен на электроэнергию, используемую предприятиями по производству первичного алюминия и губчатого титана исключительно для технологических потребностей, в зависимости от колебаний цен на алюминий и титан на мировом рынке.
Соответствующий документ был разработан и утвержден только два месяца спустя – в середине февраля. И, наконец, лишь к началу марта Национальная комиссия регулирования электроэнергетики утвердила порядок компенсации расходов для энергоснабжающей компании «Запорижжяоблэнерго» на поставку электроэнергии для этих комбинатов по льготным тарифам. Однако, несмотря на то, что все подготовительные формальности были полностью выполнены, соответствующего постановления Кабинета министров, которое позволило бы разработанным механизмам вступить в силу, так и не последовало.
Тем временем, в связи с углубляющимся кризисом, собственник и руководство комбината, окончательно потеряв надежду на получение льгот, 20 марта приняли решение не сохранять далее все более убыточное производство. А именно: до 30 апреля на 75% сократить электролизное производство. Так, согласно графику вывода соответствующих мощностей, одну серию электролизного производства планировалось остановить к 26 марта, еще 2 серии – к 30 апреля.
Реакция руководства профсоюзного комитета комбината последовала незамедлительно. Так, уже 24 марта лидера профкома предприятия Сергей Рыбалко заявил о том, что сокращение ¾ мощностей электролизного производства, которые, кстати, не подлежат последующему восстановлению, повлечет за собой увольнение 2,5 тыс. сотрудников комбината. И, дабы предотвратить данный сценарий развития событий, профком выдвинул собственные требования о масштабах и сроках грядущего сокращения штата, направив письма с просьбами о помощи в Кабмин и Фонд государственного имущества. В них он, в частности, потребовал сокращения не более половины работающих, при этом не одновременно, а постепенно, в течение шести месяцев и с выплатой выходного пособия с учетом стажа работы.
Между тем, как отмечают эксперты, негативные социальные последствия, которые может повлечь за собой сокращение объемов производства на Запорожском алюминиевом комбинате, – лишь верхушка айсберга. В целом, как заявляет председатель Запорожской областной государственной администрации Александр Старух, 75-процентная остановка электролизного производства на комбинате, обойдется экономике Украины в 3-4 млрд грн. Эти потери будут обусловлены существенными изменениями к худшему в работе всех смежных предприятий.
Так, по его словам, поскольку предприятие является крупнейшим потребителем электроэнергии в области, на долю которого приходится 25% общего объема, сокращение производства на комбинате приведет к пропорциональным убытками генерирующих и энергоснабжающих компаний. Кроме того, подчеркивает г-н Старух, поскольку треть мощностей предприятия работает на внутренний рынок, вследствие вывода из строя главных из них, Украине придется перейти на импортный алюминий, что обойдется стране, как минимум, в 1 млрд грн ежегодно. И, наконец, поскольку две трети общего объема продукции, производимой комбинатом, реализуется за рубежом, отсутствие данного сегмента в экспорте повлечет за собой соответствующее ухудшение торгового баланса. При этом, как подчеркнул г-н Старух, введение дифференцированного тарифа будет обходиться «Энергорынку» «всего» в 400-500 млн грн. Поэтому для сохранения производства алюминия в Украине Запорожская областная государственная администрация выступает за передачу части акций алюминиевого комбината в собственность государства.