Что делать, если ребенок боится идти в школу?

Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев нежелание идти в школу — не банальная лень, а страх остаться без поддержки родителей, оказаться в незнакомом месте с незнакомыми людьми, потеряться в школе и т.д. Чаще всего страх возникает у детей, которых воспитывали дома, не водили в детский сад. О главных страхах 6-7-летних «ГолосUA» рассказала семейных психолог Валентина Жук.

1. НЕИЗВЕСТНОСТЬ

— Бывает так, что малыш боится, но сам не знает чего – так действует незнакомая атмосфера. Этот страх со временем пройдет, когда первоклассник поймет, что учиться интересно, а в школе появится много новых друзей. Но решать проблему нужно как можно скорее – поговорите с ним, расспросите обо всем. Расскажите, что в детстве тоже боялись идти в школу, вспомните, что именно вас пугало, вспомните пару историй. Главное, чтобы все ваши рассказы были с хеппи-эндом, чтобы ребенок понял, что ничего страшного в школе нет. Наоборот – начинается самое интересное и насыщенное время.

Валентина Жук считает, что если ребенок идет на контакт, то не лишним будет заранее познакомить его с учителем, сводить в школу, показать классы. В то же время, многие психологи не рекомендуют приводить детей в школу в последние дни августа. Вроде как ребенок лишается ощущения праздника 1 сентября, да и пустые коридоры и классы могут напугать.

— Все зависит от характера, уж кому лучше знать свое чадо, чем родителям,  — говорит психолог. — Но в большинстве случаев именно поход в школу, экскурсия по классам и коридорам избавит малыша от страха перед неизвестностью. А еще в последние дни августа в школу часто заходят ученики второго, третьего классов, да и старшеклассники. Вы можете поговорить с ними при ребенке, познакомить своего первоклашку с теми, кто здесь учится, пусть они расскажут, как им нравятся уроки и учителя, как много друзей они нашли здесь. Не сомневайтесь: старшеклассники с радостью вам «подыграют» и расскажут только самое лучшее.

2. НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ

Возможно, малыш уже ходил на подготовку или уже прошел через первый класс и все складывалось непросто. И учение давалось с трудом, и с учителем были конфликты или и того хуже: он не нашел общий язык со сверстниками? И повторения всего этого ребенок боится. Тут уж без вмешательства родителей не обойтись

— Хочу обратить ваше внимание, что в данной ситуации, с ребенком лучше разговаривать папе (если, конечно, у отца доверительные отношения с сыном или дочерью). Ведь на подсознательном уровне именно папу дети воспринимают как защитника. Вы должны выслушать малыша, объяснить, уговорить. Также очень важно «не перегнуть палку». Если у малыша был конфликт с учителем, не говорите, что учитель плохой. Учитель для первоклашки — это первый представитель взрослого мира. Если учитель действительно не прав, лучше переведите ребенка в параллельный класс. Если же вы позволите себе нелицеприятные высказывания в адрес педагога, авторитет учителя будет навсегда подорван – а стало быть, ребенок может перестать уважать и других учителей, что скажется на учебе и успеваемости.

3. КОНФЛИКТЫ СО СВЕРСТНИКАМИ

— Дети сложно переживают ссоры, не говоря уже о всяческих «дразнилках» и издевательствах со стороны сверстников. Самое страшное, что они зачастую молчат об этом, и ваша задача — достучаться до своего чада, разговорить его и выяснить все подробности конфликта. Дразнят обычно тех, кто отличается от большинства. Если ребенок старательный, хочет учиться или просто хорошо соображает и поэтому всегда получает хорошие оценки, то он запросто может стать изгоем в классе. Больше всего от так называемых дразнилок страдают мальчики. Ведь мальчик — это будущий мужчина, в нем заложено стремление к лидерству. А если его постоянно оскорбляют и дразнят, понятное дело, что тогда ему трудно занять такую позицию.

Во многих школах лидером в классе зачастую становится тот, кто плохо учится или хулиганит. Его уважают за то, что он, например, может раз-другой прогулять школу. Он показывает детям, что можно не делать домашних заданий. А тот, кто не поддается закону большинства, становится изгоем. Дети начинают придумывать, как бы побольнее уколоть такого ребенка. Вот тогда и появляются клички и обидные прозвища.

— Самое главное, что должны сделать родители: не игнорировать проблему! –говорит Жук. – Иначе ребенок может замкнуться в себе, начать плохо учиться… Объяснить ребенку, что на дразнилки нужно реагировать спокойно. Ведь чем острее реакция, тем больше будут дразнить. Порой ситуация может дойти до того, что тот, кого дразнят, может устроить драку. И будет, кстати, крайним. И – самое важное — ребенка нужно положительно настроить. Например, можно просто сесть с ним и посмотреть, какие недостатки есть у других детей в классе, придумать смешные клички к их фамилиям, если ребенка дразнят из-за этого. Это даст ребенку силу. Но пусть помнит, что дразниться – ниже его достоинства и пусть этим занимаются другие, раз им больше нечего делать. 

4. НЕУДАЧИ

Эта проблема родом из раннего детства. Помните, малыш говорил: "Я сам!", а мамы-папы отвечали: "Ты не сможешь, я сделаю быстрее!" Отсюда и окрепший детский страх: а вдруг он не сможет хорошо учиться и с ним не захотят дружить?

— Не забывайте хвалить своего ребенка, — говорят психологи. – Почаще вспоминайте моменты, когда у ребенка все получилось. Только выбирайте для похвалы действительно достойные поводы, иначе, если малыш уличит вас в нечестности, ситуация только усугубится. /> Радуйтесь успехам своего ученика, оценивайте продвижения. И давайте ему больше самостоятельности, доверяйте важные задания. Всегда советуйтесь с ним и учитесь ценить его мнение. Все-таки ваш малыш уже вырос: теперь он- школьник! И пусть ничто не омрачит это событие!

Читайте также по теме