- Вряд ли в Украине найдется на данный момент какой-либо эксперт или даже институт, который в состоянии назвать не то что достоверные, а хотя бы приблизительные данные по инфляции. Ведь те показатели, которыми оперирует Госстат вообще не имеют ни малейшего отношения к реальности и на их основе невозможно проводить никакие дальнейшие расчеты и строить прогнозы. В результате, даже разумные и адекватные инициативы оказывают не только бесполезными, но и вредными.
- В начале апреля, Министерство финансов в рамках предусмотренной Налоговым кодексом ежегодной процедуры индексации акцизов предложило повысить их на прогнозный уровень инфляции и роста цен производителей промышленной продукции в 2013 году, или на 4,8% и 5,5% соответственно. Соответствующий законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов» был опубликован на сайте Мифина 5 апреля.
-
Как сообщается на сайте Минфина color="#0000ff">в пояснительном документе к законопроекту: ежегодный пересмотр ставок налогообложения, определенных в абсолютных значениях, с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции по таким налогам и сборам, как акцизный налог, сбор за первую регистрацию транспортного средства, экологический налог, плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, налог за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины, сбор за специальное использование воды и сбор за специальное использование лесных ресурсов позволит обеспечить соответствие размеров указанных ставок налогов и сборов инфляционным процессам в экономике и предоставит возможность получения дополнительных поступлений в Сводный бюджет Украины.
- Теоретически инициатива Минфина действительно могла бы обеспечить дополнительные поступления в Госбюджет, но только в том случае, если бы в стране данные по инфляции и прогнозы, сделанные в Бюджете, хоть как-то соотносились между собой. Поскольку же уже второй год подряд, несмотря на постоянный рост цен на потребительские товары и услуги, Госстат фиксирует фактически нулевую инфляцию, а местами и дефляцию, то повышение ставок акцизов приведет лишь к двум последствиям – росту цен с одновременным снижением оборотов. Т.е. продаж товаров и услуг будет меньше, хотя цены на них повысятся.
- В результате, никаких дополнительных денег Бюджет не получит, а вот потерять вполне может, поскольку повышение цен приведет к значительному понижению покупательного спроса, ведь никаких оснований для роста доходов граждан нет. Мало того, данные по зарплатам за первый квартал (даже официальные) показывают, что их средняя величина до сих пор ниже, чем была в декабре прошлого года.
- Следовательно, при повышении акцизов высок риск того, что поступления в Бюджет не увеличатся, а снизятся. И для Бюджета, и для граждан низкая инфляция может быть не менее негативным фактором, а скорее и более, чем высокая инфляция, поскольку в Украине примерно 40% доходов составляет не зарплата, а социальные трансферты. Чем ниже показатель инфляции, тем меньше денег поступает в Бюджет. А значит, для выполнения социальных обязательств деньги приходится печатать или занимать. Это приводит к увеличению Бюджетного дефицита. Такую ситуацию власти всеми силами стараются скрыть, в итоге последние пару лет мы наблюдаем, что постоянный рост цен и увеличение дефицита Бюджета при официальном отсутствии инфляции.
- Оптимальной ситуацией является таковая, когда реальный показатель инфляции совпадает с прогнозным. Дефляция или низкая инфляция хороши только в том случае, когда львиную долю доходов граждан составляет именно зарплата и рентные платежи, а социальная помощь на этот показатель практически не влияет.
Что лучше: высокая инфляция или низкая?
Читайте также по теме