Андрей Кислов
16:00 30/08/2015

Что на самом деле написано в изменениях Конституции

Упоминание особенностей местного самоуправления на Донбассе, по экспертному мнению, отвлекло внимание от изменений Конституции, укрепляющих президентскую власть. Сам законопроект предполагает передачу исполнительной власти на местах префектам и предоставляет Президенту право роспуска местного самоуправления. Происходить это будет по законам, которые « не показаны обществу».

В последний день сессии

В понедельник, 31 августа, Верховная Рада рассмотрит в первом чтении проект изменений Конституции в части децентрализации.

«У Порошенко хотят 31 августа проголосовать за изменения в Конституцию первый раз – 226 голосами, а 5 сентября — сразу же провести второе голосование в 300 голосов», — отмечает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Напомним, что, согласно ст. 155 Конституции Украины, изменения в основной закон считаются принятыми, если на следующей сессии за них проголосовало две трети конституционного состава парламента(300 депутатов). Третья сессия Верховной Рады VIII созыва стартует 1 сентября и продлится до Нового года. Если первое чтение 31 августа не произойдет, то процесс изменения Конституции сдвинется на январь-февраль. А если изменения будут отвергнуты, то внести их на рассмотрение Рады повторно можно только через год (ст. 158 Конституции).

«Кот в мешке»

«Сам по себе законопроект — это позорная попытка совершить в Украине конституционный переворот, по сравнению с которым попытки Кучмы в 2003-2004 и Януковича 2011 — вершина демократии», — считает Руслан Бортник, напоминая, что предложенные Президентом инициативы не проходили всенародного обсуждения.

Эксперт утверждает, что для реализации конституционных изменений в части децентрализации должен быть принят ряд отдельных законов, «которые еще не существуют и не показаны обществу».

«Правильным и демократичным будет вносить на голосование одновременно эти законы и изменения в Конституцию. Пока что это напоминает попытку обмануть общество и заставить депутатов проголосовать за то, чего они не знают — за "кота в мешке"», — подчеркивает он.

Риск Президента

Эксперт киевского центра политических исследований и конфликтологии Антон Финько отмечает: «Если Петр Порошенко не сможет получить необходимое число голосов для внесения изменений в Конституцию — это обозначит его политический крах, как лидера нации, который не смог консолидировать общество и парламент».

Он напоминает, что 16 июля при рассмотрении вопроса о направлении законопроекта в Конституционный суд, фракции «Самопомочи» и Радикальной партии выступили против. Так, две из пяти фракций правящей коалиции протестовали против единственного пункта, где указывается, что «особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом» (п. 18 Переходных положений).

Парада «особых статусов» не будет…

В пятницу, 28 августа, Порошенко заявил, что в проекте конституционных изменений изымается 92 статья, которой пытается воспользоваться Запорожский облсовет для получения некого «особого статуса».

«В четверг Запорожский облсовет принял решение, что им тоже нужен статус. И они будут действовать на основании 92 статьи Конституции. Нет. Никакой федерализации и никаких статусов», — заявил Порошенко.

Примечательно, что Запорожский областной совет проголосовал в поддержку законопроекта о расширении бюджетных полномочий, мотивируя инициативу экологической ситуацией в регионе, а п. 16 ст. 92 Конституции не имеет отношения к статусу областей. В нем указывается, что статус столицы и «специальные статусы других городов» определяются исключительно законами Украины. Из законопроекта Порошенко исключена фраза о «других города». Статус столицы остается. А в ст. 133 по-прежнему упоминается об особом статусе Киева и Севастополя.

«Откровенный и эмоциональный» разговор?

В субботу, 29 августа, Президент провел встречу с представителями территориальных общин и общался с депутатами. Как сообщил нардеп Леонид Емец, встреча с Президентом продолжалась более 3 часов и завершилась около 20:00.

«Разговор был откровенный, иногда очень эмоциональный», -отметил он.

В тот же день лидер «Самопомочи» Андрей Садовой заявил, что на депутатов фракции его партии осуществляется давление перед голосованием за изменения Конституции. «Была попытка раскола фракции. Предлагают деньги, должности, перспективы и т. д.», — написал он в Facebook. Тотчас после этого Садовой был вызван в ГПУ для допроса в качестве свидетеля. А в Радикальнеой партии сообщили, что Генпрокуратура возбудила дела против лидера партии Олега Ляшко и нардепа Игоря Мосийчука. Об этом в Facebook написал Мосийчук. Дела, якобы, заведены по заявлению экс-комбата "Айдара" Сергея Мельничука (экс-член фракции Радикальной партии, теперь нардеп от группы «Воля народа» — Авт.).

Что Президент «вывел из фокуса общественного внимания»

Президентский законопроект предполагает административно-территориальную реформу с укрупнением общин и районов, передачу исполнительной власти на местах префектам, вместо губернаторов, предоставляет Президенту право роспуска местного самоуправления.

Однако, как отмечает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, объектом обсуждения в парламенте стал лишь пункт, упоминающий местное самоуправление на Донбассе. «Президент пошел на хитрость, и вывел из фокуса общественного внимания укрепление своей власти», — сказал он.

В свою очередь Руслан Бортник называет законопроект «феодальным». «Изнасиловали Конституционный Суд — судей терроризировали допросами в ГПУ и они за 10 дней рассмотрели и проанализировали тридцатистраничный законопроект», — считает он.

Эксперт отметил, что должны быть приняты законы, регулирующие вопросы деятельности префектов, работы местных органов власти.

«Должны существовать отдельные законы о префекте, о бюджете….Реальные процедуры по децентрализации будут прописаны по никому не известным законам», — подчеркнул он.

Читайте также по теме